11.07.2006  Казань: рынок горшочных растений завоеван федералами

   Похороны исконно казанского рынка горшечных растений остались для местного цветовода незамеченными. Более того, процесс захвата этого рынка мощными федеральными игроками с самого начала сопровождался потребительской радостью от выбора, который увеличился вдруг и в разы. Понимание того, что произошло, по мнению бывших лидеров казанского рынка горшечных растений, наступит непременно, однако ситуация необратима уже сейчас. Как отметил генеральный директор ООО «Плезир» Наиль Забиров, передел казанского рынка горшечных растений начался еще с приходом таких участников федерального масштаба, как ИКЕА, МЕТРО, «Перекресток», а закончился с приходом OBI. Соперничать с этими гигантами местным участникам рынка не под силу. Поэтому практически все теперь уже бывшие казанские лидеры вынуждены сворачивать свой бизнес.
   Серьезной проблемой, по словам специалистов, с которой сталкиваются все торговцы горшечными растениями, можно назвать особенности вкуса российского потребителя. Так, европейцы не очень любят ухаживать за цветами: как только период цветения заканчивается, горшок с растением выкидывают. В результате у них горшечные цветы покупают на три-четыре недели. Россияне же относятся к покупке горшечного растения аналогично приобретению домашнего животного.
   Неизбежное после прихода крупных федеральных игроков общее снижение цен на горшечные растения сделало сохранение «горшечного» бизнеса для местных компаний бессмысленным.
   Показательным в данной ситуации можно назвать и поведение тех, кто вытеснил местных игроков. Так, по словам специалистов пресс–службы МЕТРО, цветы, представленные на торговых площадях МЕТРО в Казани, находятся там только как сопутствующий товар, а потому говорить о претензиях МЕТРО на значительную долю рынка горшечных растений не стоит. В то же время, по словам Н.Забирова, МЕТРО практически сразу после своего открытия лишило местных участников корпоративного клиента.
   Появление в Казани гипермаркетов, отдающих тысячи метров своих площадей под продажу растений, должно было бы насторожить чиновников республики, которые могли бы предпринять меры по защите интересов местных участников рынка. Однако, как отметила начальник отдела маркетинга и логистики продукции и услуг Министерства торговли РТ Валентина Попова, рынок горшечных растений чиновникам Казани никогда не был интересен даже настолько, чтобы просто отслеживать на нем ситуацию.
   Как считает генеральный директор ОАО «Татарская академия управления» Ильдар Аблаев, с точки зрения потребителя приход крупных федеральных игроков на местный рынок в любом случае должен оцениваться положительно. Как правило, ассортимент, представленный в этих магазинах, значительно шире, более того, приход известных брендов провоцирует скачок в развитии рынка. С другой стороны, с точки зрения местных участников этого рынка приход федеральных игроков может иметь негативное значение.