05.07.2006  МЧС добралось до мелких АЗС

   В Министерстве экономического развития и торговли согласовывается проект постановления правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов», разработанный МЧС РФ совместно с Ростехнадзором. Постановление предполагает ужесточение контроля за деятельностью АЗС: вдобавок к лицензии на эксплуатацию пожароопасных объектов предпринимателям предлагается обзавестись еще и второй – на эксплуатацию взрывоопасных объектов.
   Участники рынка жалуются, что новшество потребует дополнительных высоких затрат. По мнению экспертов, проект был разработан по заказу крупных нефтяных компаний с целью убрать с рынка мелких игроков и снизить конкуренцию.
   Первое положение о лицензировании деятельности пожароопасных объектов было принято в 2002 году и сразу вызывало недовольство владельцев АЗС. Первая претензия – деятельность автозаправочных станций не попадает под действие Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», согласно которому АЗС не относятся к опасным объектам. Правда, впоследствии Высший арбитражный суд все-таки добавил АЗС в список таких объектов.
   Вторая проблема – фактически получение лицензии обходилось намного дороже установленной законом таксы в 1,3 тыс. руб. за одну АЗС. По оценкам участников рынка, затраты на каждую АЗС составляют 50–60 тыс. руб. В эту сумму входят подготовка документов, экспертиза участка и устранение недостатков. К тому же после получения лицензии каждая АЗС автоматически тратила по 2–6 тыс. руб. в месяц на штрафы сотрудникам пожарной службы.
   На днях стало известно, что в дальнейшем количество проблем с законом у бензиновых ритейлеров будет только расти. Авторы нового постановления предлагают ввести второй вид лицензирования – на ведение взрывоопасной деятельности. Как пояснили в МЧС, за пределами Москвы качество АЗС оставляет желать лучшего: за МКАД можно встретить курсирующие по автостраде заправщики и топливораздаточные комплексы образца 1940 года. Все это способствует возникновению опасных ситуаций, констатируют в ведомстве.
   Новый законопроект не вызвал восторга у участников рынка. Представители компаний в один голос заявили, что необходимость получать вторую лицензию – автоматическое удвоение расходов на получение документа и соответствие нормам. Руководитель сети АЗС, попросивший об анонимности, назвал еще одну возможную проблему – длительность получения этой лицензии. «Когда появилось первое положение о лицензировании, процедура ее получения длилась месяцами: требования к АЗС постоянно меняются. В частности, однажды пожарные потребовали наличия горячей проточной воды и кранов, как в операционной, – которые локтем открываются и закрываются. Единственный способ получить документ без проблем – сразу дать крупную взятку», – рассказывает источник.
   Сейчас ритейлеры пытаются скорректировать проект и убрать из него два наиболее мешающих им пункта: необходимость получения второй лицензии и контроль за взрывоопасной деятельностью со стороны соответствующих служб. В частности, Российский топливный союз сейчас собирает аргументационную базу: стоимость предлицензионной подготовки документов, стоимость разработки и согласования плана ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов, стоимость договоров на абонентское обслуживание АЗС аварийно-спасательными формированиями, стоимость разработки и экспертизы паспортов безопасности АЗС.
   По мнению экспертов, основная цель законопроекта – отнюдь не забота о здоровье и безопасности потребителей АЗС. «В среднем в России взрывается одна АЗС в год, и каждый второй случай – конкурентные войны. На нефтебазах пожары случаются чаще», – отмечает старший аналитик ИГ «Петромаркет» Анатолий Каретников. Аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков полагает, что, по сути, эти поправки можно признать монополистическими, направленными на вытеснение мелких игроков и дальнейшее снижение конкуренции на рынке. Наблюдатели уверены, что МЧС смягчит свой законопроект только в одном случае: если он затронет интересы крупных нефтяных компаний.