05.07.2006 Фармацевтическая деятельность ветеринаров будет лицензироваться В последнее время в России сокращается количество лицензируемых видов деятельности, при этом бизнес-сообщество различных предпринимательских сфер заинтересовано в том, чтобы лицензирование было отменено или хотя бы упрощены его процедуры. Однако в некоторых сферах деятельности речи об отмене лицензирования, по крайней мере на сегодняшний день, быть не может, считают власти. В частности, это касается оборота лекарственных средств, в том числе и для животных. Во вторник, 4 июня, в Московском деловом клубе «Собрание» состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы регулирования предпринимательской деятельности в сфере зообизнеса». Его провели комитет по административной реформе и барьерам и комиссия по зообизнесу Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Предметом дискуссии стал подготовленный Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Росcельхознадзор) проект положения о лицензировании ветеринарной фармацевтической деятельности. Как пояснил суть проблемы председатель комиссии по зообизнесу ОПОРЫ Сергей Спирин, в начале 2006 года вышло Постановление Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Этим документом Россельхознадзору было поручено подготовить проект положения о лицензировании фармацевтической деятельности. На сегодняшний день проект положения готов, однако предпринимательское сообщество отмечает в этом документе ряд спорных моментов. Основной вопрос состоит в том, что положением предполагается лицензировать «ветеринарную фармацевтическую деятельность», однако такого вида деятельности нет в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Руководитель департамента ветеринарии и животноводства Министерства сельского хозяйства РФ Иван Рождественский согласился, что название вида деятельности следует подкорректировать, так как оно может вызывать «некие двойные толкования». И.Рождественский напомнил о договоренностях, которые были достигнуты между Россельхознадзором и предпринимательским сообществом во время последних переговоров, состоявшихся в рамках выставки «Зоо-Россия-2006». В частности, было решено вывести из-под лицензирования деятельность зоомагазинов, в которых лекарственные средства для животных относятся ко вторичному ассортименту, причем это популярные лекарственные средства, отпускаемые без рецепта. Кроме того, отмечалось, что такие магазины не должны выполнять функцию полноценных ветеринарных аптек. Однако Россельхознадзор пошел дальше, выведя из-под лицензирования обращение лекарственных средств для животных везде, кроме оптовой торговли, профилированных ветеринарных аптек, занимающихся изготовлением лекарств, а также торговли биологическими препаратами, сообщил И.Рождественский. Он заверил участников круглого стола, что проект положения прошел правовую экспертизу, «с правовой точки зрения в сегодняшней редакции документ работоспособен». Сейчас положение проходит согласования в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, причем уже получены положительные заключения Минздрава, Минфина и МЭРТ. Одной из наиболее спорных проблем, поднятых в ходе круглого стола, стал вопрос о том, почему должна лицензироваться деятельность оптовых компаний по продаже лекарственных препаратов для животных, если их ассортимент соответствует вторичному ассортименту лекарственных препаратов ветеринарных магазинов. В ответ на это И.Рождественский заявил, что продажа любых лекарственных средств по российскому законодательству в принципе должна лицензироваться, и вывод из-под лицензирования ветеринарных магазинов является уступкой бизнесу на основе обоюдной договоренности. «Мы идем навстречу предпринимателям», - заявил он, добавив, что отмена лицензирования оптовой торговли вообще «не обсуждается», так как таково требование законодательства. Предприниматели высказали опасение, что в этом случае многие оптовые компании перестанут торговать лекарственными препаратами для животных. Также был поднят вопрос о разграничении отношения к торговле лекарственными препаратами для сельскохозяйственных и домашних животных, которые была названы «непродуктивыми животными», или «животными-компаньонами». Участники круглого стола признали, что так как от сельскохозяйственных животных население получает продукты питания, то вопрос о лицензировании этого вида деятельности должен стоять гораздо строже, чем в отношении лицензирования оборота лекарственных средств для домашних животных. Продажу препаратов для домашних животных также предлагалось вывести из-под лицензирования. И.Рождественский однозначно ответил, что в рамках данного положения этого сделать нельзя. «Пишите закон о непродуктивных животных, проведите его через Госдуму и Федеральное собрание – тогда будем говорить. Сейчас нет такой категории», - пояснил он. Говоря о целесообразности лицензирования оборота лекарственных средств для животных, И.Рождественский сообщил, что, по данным Россельхознадзора, более 40% таких средств, которые сегодня продаются на рынке, являются контрафактными или фальсифицированными. Он подчеркнул, что хотя сейчас в российском законодательстве перечень лицензируемых видов деятельности значительно сокращается, тем не менее фармацевтическая деятельность остается в этом списке: «Никто не обсуждал, нужно это делать или нет: это и так очевидно». Помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев, выступая в ходе круглого стола, отметил, что российская правовая система построена на лицензировании, избежать этого не удастся. В дальнейшем государство будет идти по пути совершенствования условий лицензирования различных видов деятельности, однако в целом оно останется. «Совсем уйти от лицензирования невозможно», - полагает он. Однако Минсельхоз совместно с бизнесом может выйти с предложением об отмене лицензирования оборота лекарственных средств для животных вообще одновременно со значительным ужесточением наказания за нарушение каких-либо норм данного вида деятельности. Кроме того, участники круглого стола отметили, что предпринимателям непонятен порядок определения фальсифицированных или незарегистрированных лекарственных средств. И.Рождественский признал, что на сегодня отсутствует реестр зарегистрированных лекарственных средств, однако уже на текущей неделе он появится в открытой публикации на сайте Минсельхоза. В реестре будут содержаться сведения о препаратах, зарегистрированных с июля 2001 года по сегодняшний день. Причем этот реестр будет постоянно обновляться, а также публиковаться на бумажном носителе. Вторым вопросом повестки дня круглого стола стали проблемы предпринимателей, связанные с действием Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы. Проблема связана с непомерной нагрузкой на предпринимателей, вынужденных на один и тот же груз получать по несколько разрешительных документов (например, при транспортировке грузов на склад в Московскую область и обратно), при этом каждый раз оплачивая услуги служб, выдающих сопроводительные документы. И.Рождественский отметил, что на сегодняшний день еще рано обсуждать данный вопрос, в нем остается много нерешенных моментов, причем он признал, что властями «ряд выводов был сделан совершенно ошибочно». Он напомнил предпринимателям о тех документах, которые они обязаны оформлять, импортируя или экспортируя груз. Так, при экспорте на таможне необходимо обменять полученное заранее ветеринарное свидетельство на ветеринарный сертификат, который выдается бесплатно. При импорте все происходит наоборот: каждый ветеринарный сертификат после таможенного оформления на границе обменивается на ветеринарное свидетельство, которое также выдается бесплатно. И.Рождественский подчеркнул, что ветеринарное свидетельство – это документ, подтверждающий безопасность груза, то есть это экспертный документ и не служит контрольным целям. В целом же И.Рождественский считает, что пока обсуждать этот вопрос преждевременно: «Есть определенные результаты, решения, но пока мне не хотелось бы комментировать этот вопрос». |