03.07.2006  Российские компании разобщены и уязвимы в борьбе с контрафактом

   Крупные западные и российские компании тратят не менее $1 млн в год на защиту своих прав в сфере интеллектуальной собственности в России. Такие данные привела в понедельник Наталья Золотых, руководитель Комитета ОПОРЫ РОССИИ по инновационному предпринимательству и интеллектуальной собственности, выступая на конференции «Борьба с контрафактной продукцией». По ее словам, 40% крупных компаний тратят на защиту своих прав более $20 млн каждая. «Такие суммы неподъемны для представителей малого и среднего бизнеса», - резюмировала Н.Золотых.
   Вместе с тем, представитель она высказала мнение, что эффективная система в области борьбы с контрафактной продукцией может быть создана только при условии включения в нее национальных правообладателей. «Этот процесс сегодня более-менее активно происходит только в области аудио- и видеопродукции, и инициирован в основном западными компаниями. Что касается промышленного права и защиты товарных знаков, то российские производители разобщены и очень уязвимы», - подчеркнула Н.Золотых. В этой связи ОПОРА выступила с инициативой создания Национального альянса по защите интеллектуальной собственности.
   По словам руководителя комитета по инновационному предпринимательству и интеллектуальной собственности, деятельность альянса будет направлена на поиск эффективных механизмов предотвращения распространения контрафакта. При этом акцент будет сделан на развитие несиловых, альтернативные механизмов, что позволит компаниям в значительной мере сократить расходы, связанные с защитой интеллектуальных прав. Например, Н.Золотых предложила создать единый информационный центр, «куда бы стягивалась вся информация о правонарушениях». «Подобный центр мог бы информировать правительство, и стать опорой органов власти по формированию грамотной политики в сфере защиты прав потребителей и ужесточения борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией», - подытожила представитель ОПОРЫ.
   Она отметила также необходимость законодательных инициатив в вопросе борьбы с контрафактной продукцией. «К сожалению, в настоящее время законодательство в области промышленного права, в области патентного права отстает от законодательства о товарных знаках и авторских правах», - высказала мнение Н.Золотых. И если во всем мире происходит рост количества патентных заявок и регистрируемых патентов, то в России наименее всего защищены именно владельцы патентных прав, отметила она. К тому же проблемы в правоприменении создает разобщенность федеральных служб, занимающихся борьбой с контрафактом и выпускаемых ими нормативных актов.
   «Иногда они даже противоречат друг другу. Так, и в законодательстве в области товарных знаков, и в законодательстве о конкуренции, речь идет о продукции схожей до степени смешения. Но оценки и критерии этой продукции различны», - привела пример Н.Золотых и подытожила, что такая ситуация только на руку производителями контрафактной продукции.