27.06.2006 Санкт-Петербург – третий центр импорта вина в России Наряду с Великобританией, Нидерландами и США Россия принадлежит к числу стран с растущим потреблением вина: за последние несколько лет этот показатель рос в среднем на 8-10% в год, а по некоторым оценкам - даже на 20%. В этой связи Москва и Петербург занимают особое положение: это не только крупнейшие рынки сбыта, но и национальные центры дистрибуции импортного вина. Импортная продукция занимает более 60% винного рынка. Около трех четвертей (74%) импортного алкоголя поступает в Россию через Москву и Московскую область. Второй центр импорта - это Брянская область, в которой работает подразделение холдинга “Винный мир”. В 2005 году на нее приходилось 7,7% импорта в стоимостном выражении. В Петербург и Ленинградскую область поступает 6,6% импортных напитков. Петербург специализируется на поставках вина среднего и высшего ценовых сегментов. Средняя стоимость вина, импортируемого через Петербург, выше, чем в других центрах импорта. Несмотря на сезонность (как правило, она совпадает с сезонностью розничной торговли: пик в конце года, затем спад в январе-феврале, затем опять постепенный рост), объемы импорта винной продукции через Петербург растут. Так, объемы поставок за первый квартал 2006 года превысили показатели аналогичного периода предыдущего года на 70%. Во многом это было вызвано стремлением импортеров запастись продукцией перед введением новых акцизных марок в апреле 2006 года, однако и долгосрочная тенденция к повышению спроса на вина среднего и высшего ценового сегмента также играет свою роль. Введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), призванное упорядочить обращение алкоголя на российском рынке, уже повлияло и будет влиять на динамику импорта, и если в I квартале 2006-го это было влияние со знаком плюс, то во II и III кварталах - со знаком минус. Подобно запрету на импорт молдавских и грузинских вин, эта мера заложила предпосылки для укрупнения бизнеса. Уже в 2006 году часть компаний-импортеров прекратила внешнеэкономическую деятельность, оставив за собой лишь позиции в рознице и дистрибуции. Если в 2004 году импорт вина осуществляли 12 дистрибуторов, в 2005-м - 9, то в 2006-м - только 3 компании, не считая магазины дьюти-фри. Сам же запрет на импорт практически не оказал влияния на распределение сил на петербургском винном рынке. Доля грузинского вина в ассортименте дистрибуторов составляет не более 8%, что совпадает со средней долей импорта вина из этой страны, а молдавское вино вообще не импортируют. Поэтому, по словам Владислава Долгушина, руководителя отдела маркетинга компании “Мозель”, ни о какой переориентации на страны Нового Света и о смене поставщиков у петербургских дистрибуторов речи не идет. Связи между партнерами в этом бизнесе складываются годами, а новые поставщики появляются редко. Не случайно большая часть компаний-дистрибуторов, присутствующих сейчас на рынке, - это компании, начавшие свою деятельность в первой половине 1990 годов. Рынок дистрибуции вина - закрытая структура, в которой редко появляются новые лица. Все поставщики известны, а контракты с ними постоянны. Поэтому если на других рынках именно компании, имеющие тесные деловые связи с зарубежными партнерами, первыми приходят к необходимости информационной открытости, дистрибуторы вина еще по крайней мере несколько лет не будут нуждаться в такого рода известности. Первый компонент рейтинга показывает финансовую мощность компании. Иными словами, по этому показателю можно определить принадлежность компании к крупному, среднему или малому бизнесу. Для большинства компаний-импортеров характерен рейтинг финансовой мощности D, то есть эти компании относятся к среднему бизнесу. Все компании-импортеры обладают самым низким рейтингом платежеспособности С. Это означает, что заемный капитал у них более чем в 2 раза превышает собственный. Сам по себе этот рейтинг никак не свидетельствует об успешности компании, но он может быть важен для потенциального партнера, который стремится снизить свои риски при работе с ней. Однако, как уже упоминалось, ввиду закрытости рынка такие проблемы перед дистрибуторами не стоят. Вместе с тем отсутствие значительных собственных активов, информационная закрытость и низкий уровень платежеспособности в будущем могут привести к ограничению поля потенциальных партнеров, что может препятствовать развитию компании в условиях растущего рынка и возрастающих требований потребителей к ассортименту. Сегодня же рекомендации деловых партнеров служат дистрибуторам самой надежной гарантией. Если еще в 2004 году импортные потоки распределялись преимущественно между двумя компаниями (ЗАО “Мозель” и ЗАО “Сварог”), то в 2005-2006 гг. появляется третий лидер - ООО “ТК “Иматра”. Эта компания не только является импортером и дистрибутором алкогольных напитков, но и предлагает услуги по импорту и логистике вина для других компаний. Такая схема работы, а именно: усиление логистической составляющей в деятельности компании - приносит свои плоды (доля в импорте, обороты и прибыли компании быстро растут) и соответствует современным тенденциям. Как запрет на импорт грузинских и молдавских вин, так и введение ЕГАИС приводит к тому, что на рынке остаются только крупные компании, конкуренция между которыми в ближайшие несколько лет будет только усиливаться, несмотря на динамичный рост рынка. Логистика же справедливо рассматривается ими как один из способов конкурентной борьбы. Некрупные компании, прекратив заниматься импортом вина, сохраняют свое место на локальных рынках и в рознице и превращаются в клиентов импортеров-логистов. Таким образом, именно грамотное и эффективное построение логистики является перспективной тенденцией для дистрибуторов. |