19.06.2006 Зачем компаниям «IT-дочки» Состоялось заседание комитета Ассоциации менеджеров России по инновациям и технологиям. Представители бизнес-сообщества обсудили практику создания собственных IT-компаний российскими корпорациями. «Дочерние IT-компании создаются многими отечественными холдингами, - заявил, открывая заседание, председатель комитета Александр Буйдов, директор по информационным технологиям компании «Крок». – Такая практика помогает сделать прозрачными расходы на IT и повысить капитализацию головной компании. Но могут ли эти «дочки» быть эффективными с экономической точки зрения?». С одной стороны, они наследуют IT-структуру всего холдинга и в этом смысле оказываются в более выгодном положении, чем их начинающие с нуля конкуренты. С другой стороны, такие компании, как правило, плохо умеют продавать свои услуги и редко приспособлены к работе с большим количеством заказчиков. Общий взгляд на цели и задачи создания дочерних IT-компаний в российских холдингах представил Павел Плахотный, исполнительный директор бизнес-единицы №1 ОАО РАО «ЕЭС Россия». «Задачи, для решения которых создаются «IT-дочки», могут быть разными, - сообщил он. – Руководство может стремиться объединить все компании, входящие в холдинг, в информационную сеть. Могут решаться кадровые задачи: так, оптимизация IT градообразующего предприятия помогает улучшить сервисы для работников и тем самым сохранить персонал. Но по сути IT-компании создаются с двумя целями: либо холдинг стремится сделать более прозрачным свой бизнес, либо желает сделать эту компанию самостоятельным бизнесом и, в перспективе, продать ее». По мнению П.Плахотного, единственный успешный способ создания «IT-дочки» как отдельного бизнеса – это привлечение стратегических инвестиций со стороны. В противном случае компания так и останется в подчинении у руководства холдинга и будет ориентирована на одного клиента. В таких условиях она не сможет быть конкурентоспособной на рынке из-за бюрократических процедур, замедляющих принятие решений. «Критический фактор, определяющий развитие дочерней IT-компании, – это люди. Справиться с созданием нового бизнеса могут либо бизнесмены, либо технологи очень высокого уровня», - подчеркнул докладчик. ЗАО «РТЦ» - дочерняя IT-компания ТНК-BP – пошла по другому пути. О своем опыте развития «IT-дочки» рассказал Дмитрий Боровиков, заместитель генерального директора по экономике и финансам ЗАО «РТЦ». Компания развивалась не только без внешних вложений, но и без инвестиций со стороны холдинга. В результате удалось создать прибыльный бизнес (в 2005 году выручка компании составила 74 млн долларов), в котором занято 3200 работников. Доля внешних заказчиков в области IT составляет 15%, а в области связи – 40%. Об этом сообщает официальный сайт Ассоциации менеджеров России. |