19.06.2006  Удмуртия готовится к экспансии зарубежных торговых сетей

   Удмуртия попала в рейтинги исследований крупных торговых корпораций, а один из ижевских вузов по заказу московской торговой компании проводит в регионе широкомасштабное изучение рынка сбыта. Все это говорит о растущем интересе транснациональных сетевых операторов к местному рынку. В Министерстве торговли и бытового обслуживания УР ожидают открытия в столице республики торгового центра «Метро» уже в начале следующего года.
   Крупные ритейлоры интереса к Удмуртии не скрывают. Первый заместитель председателя совета директоров Альфа-Банка, член совета директоров ТД «Перекресток» Олег Сысуев, побывав в Ижевске, заявил, что компания «Перекресток», объявившая недавно о крупнейшей сделке – слиянии с сетью «Пятерочка», строит огромные планы по вхождению на рынок региона, считая его весьма привлекательным.
   Возможность прихода в регион всерьез рассматривает и компания METRO Cash&Carry. Министр торговли и бытового обслуживания УР Петр Пономарев сообщил, что эта немецкая корпорация планирует вложить в бизнес в регионе 17 млн евро, большая часть этих средств пойдет на строительство в Ижевске торгового терминала площадью 10 тыс. кв. м, который разместится на 5 гектарах.
   Интерес к Удмуртии вполне понятен. В республике, по данным заместителя председателя правительства – министра экономики УР Валерия Богатырева, в год формируется до 50 млрд руб. доходов, а средняя ежемесячная зарплата граждан перешагнула рубеж в 7 тыс. руб. Подобная тенденция роста доходов населения не может не привлекать транснациональные торговые корпорации, которым в городах-миллионниках становится уже тесно.
   По словам же Петра Пономарева, интенсивные переговоры с представителями сети МЕТРО ведутся уже в течение двух лет. Все это время республика сдерживала экспансию крупного игрока с целью подготовить местных конкурентов и товаропроизводителей к работе в условиях жесткой борьбы за покупателя, вышло в свет даже специальное распоряжение о согласовании с Министерством торговли и бытового обслуживания УР выделения земельных участков под нежилое строительство, иными словами, региональная власть четко отслеживала ротацию торговых площадей и розничных операторов.
   Если проанализировать процесс вхождения сетевых корпораций в соседние регионы, можно заметить тенденцию к снижению объемов реализации местной продукции на внутреннем рынке. Если Удмуртия сегодня на 80% обеспечена своими мясом, молоком и другими продуктами питания, то в Татарстане этот показатель не превышает 60%, а в Башкирии – 53%. В Ярославль зарубежные сети, такие как METRO, завозят до 80% «своих» товаров. В западных странах подобный процесс регулируется на государственном уровне – законодательство вводит ограничения, согласно которым на полках магазинов должно присутствовать не менее 70% товаров национального производства. В России же эти вопросы отданы на откуп исключительно рыночным механизмам.
   Выживание с рынка происходит, по словам наблюдателей, очень просто: производителям ставятся жесткие условия по оформлению документов, времени доставки товара, упаковке. Если хотя бы один пункт из вышеперечисленных не выполняется, дают понять, что они не умеют работать. Корпорация с товарооборотом до 30 млрд евро в год может себе это позволить.
   Производители Удмуртии сегодня взаимодействуют с отраслью торговли по простым схемам: выкупают наиболее выгодное место для выкладки собственного товара, предоставляют бонусы предприятиям торговли, чтобы данный ассортимент всегда присутствовал в магазине, вводят сезонные скидки или проводят совместные промо-акции.
   Преимуществ у сетевой структуры достаточно. Это и способность более динамично подстраиваться под спрос потребителя, и возможность больше уделять внимания обучению персонала и культуре обслуживания (как раз тем составляющим, которые оказывают наибольшее влияние на выбор покупателя). Кроме этого, крупные сети получают возможность или даже право диктовать ценовую стратегию на рынке, поскольку именно они контролируют его структуру.
   В настоящее время наблюдается тенденция к добровольному соединению участников рынка в сетевую структуру, которая защищает их от воздействия конкурентного рынка. В Удмуртии движение в этом направлении, пусть пока и практически непубличное, уже наблюдается в птицеводческой, молокоперерабатывающей и хлебопекарной отраслях. Более того, по имеющимся данным, владельцы мясоперерабатывающего предприятия ИМКО готовы вести переговоры о продаже части своего бизнеса стратегическому инвестору.
   Транснациональные компании приходят на рынок, как правило, не только со своими технологиями, но и собственными поставщиками, и продукция местных производителей становится им практически не нужна. По мнению экспертов, республика в случае активной экспансии «чужаков», однако, сможет им противопоставить фирменную торговлю в специализированных магазинах, сообщает газета «Репутация» (Ижевск).