16.06.2006  Будущее ритейла за гипермаркетами и магазинами у дома

   В прошлом году инвестиции в российский ритейл составили около 12 миллиардов долларов. Это 32% всего объема иностранных инвестиций в Россию. Таким образом, по объему сделанных инвестиций розничная торговля установила рекорд, впервые опередив нефтегазовый сектор, которому досталось менее 20% всех иностранных денег.
   По словам ведущего аналитика РБК Валентина Крохина, выступившего в программе "В фокусе" телеканала РБК, в течение последующих нескольких лет продолжится экспансия западных сетей на российский рынок ритейла. Однако приход варягов не будет столь стремительным, как некогда предсказывали некоторые эксперты. "Западные компании, по сути, проворонили рост на российском рынке ритейла", - говорит он.
   Другую точку зрения озвучил начальник отдела развития ГК "Виктория" Игорь Николаев, который сравнил западные компании со спящими львами. Поэтому специалист не исключает, что "львы" в ближайшие годы могут проснуться и подтолкнуть рынок к новой фазе слияний и поглощений.
   Подводя итоги последних лет в российском ритейле, Игорь Николаев считает, что в целом рынок развивается стабильно. Наиболее заметные тенденции прошлого года – консолидация рынка, поглощение крупными операторами небольших столичных и региональных сетей: "Перекресток" купил сеть "365" в Ярославле, Spar в Нижнем Новгороде и "Далпорт" в Краснодаре, "Седьмой континент" купил калининградскую сеть "Алтын", "Копейка" и "Магнит" поделили на двоих нижегородскую "Эконту"; а холдинг "Марта" приобрел сразу три сети – "Продмаг", "Райден" и "Апельсин".
   Обороты лидеров рынка за год в среднем увеличились в 1,5-2 раза, и некоторые сети вышли на годовой оборот, превышающий 1 млрд долларов. Эксперты отмечают, что одной из ключевых задач ритейлеров в 2006-2008 гг. станет развитие мультиформатных сетей. К мультиформатности ритейлеров подталкивает ряд факторов, основным из которых является существенное замедление роста рынка. Помимо этого, тенденция к мультиформатности продиктована рынком недвижимости, на котором сейчас присутствуют очень разноплановые торговые помещения. Между тем сращение разных форматов станет еще одним способом добиться большего объема закупок, увеличить долю собственных торговых марок. Кроме того, мультиформатность упрощает выход сети в регионы. Таким образом, аналитики прогнозируют, что через несколько лет в России не останется ни одного моноформатного игрока.
   Другая тенденция, которую обозначили эксперты, это изменение доли самих форматов. Несколько лет назад в России бурными темпами росли дискаунтеры и супермаркеты. За последний год в рост идут гипермаркеты и начали развитие "Магазины у дома", говорит Валентин Крохин. Правда, по его словам, последние развиваются не так быстро, как хотелось бы.
   Игорь Николаев отмечает, что "Магазин у дома" в классическом понимании - это скорее аналог западного "квартального магазина" (neighbourhood stores). Если в Европе этот формат близок к точке насыщения, то у нас он имеет большое будущее. Как правило, такие магазины обслуживают жителей одного квартала и привлекают свежестью продуктов и человечным отношением к клиентам.