08.06.2006  На российском рынке интернет-продаж музыки началось оживление

   Вслед за компанией Audiofind, объявившей на прошлой неделе о начале работы, аналогичное заявление сделала компания Yanga! Эти два сервиса по продаже музыки были запущены практически одновременно. Более того, у них оказался общий западный партнер – мировой дистрибьютор The Orchard. Оба игрока намерены занять до 15% рынка музыкальных продаж через Рунет. Эксперты полагают, что за счет этих двух компаний The Orchard прощупывает российский рынок, и в ближайшее время можно ожидать всплеска активности на нем.
   На данный момент в ассортименте «Музыки Онлайн», - 100 тыс. композиций, до конца месяца его расширят до 300 тыс., а к концу года – до 1 млн. Услуги по скачиванию треков предоставляются в соответствии с тарифными планами по 6-9 руб. за трек. Средний чек пользователя - около 150 руб. По расчетам Audiofind, с каждого клиента компания будет получать не меньше 5-10 долл. и в перспективе займет до 10% рынка онлайн-продаж музыки.
   Стоимость одного трека у компании Yanga! составляет 7,99 рублей, альбома – меньше 80. Сейчас в ассортименте компании - несколько сотен тысяч композиций, к концу года планируется довести их количество до 1 млн. Предполагается, что средний чек пользователя в месяц будет составлять 10–20 долл. В ближайшей перспективе ресурс намерен занять не менее 15% рынка онлайн-продаж музыки.
   Мировой рынок распространения музыки сегодня оценивается в 32 млрд долл., при этом объемы продаж на оптических носителях ежегодно уменьшаются на 2-5%, тогда как продажи через Интернет растут активно – не менее чем на 100% за год. Только в прошлом году рост мирового рынка онлайн-продаж музыкальных произведений составил 147%. Согласно отчетам IFPI, в прошлом году общий объем продаж музыки через Интернет достиг 1,1 млрд долл., за это время из сети было загружено более 420 млн треков. В структуре доходов звукозаписывающих лейблов реализация музыки через Интернет в 2005 г. составила не меньше 25%.
   В России развитие легальных онлайн-продаж музыкальных треков останавливает высокий уровень «пиратства», и, как следствие, нежелание работать на нем крупных зарубежных игроков. В частности, камнем преткновения служит тот факт, является ли магазин обладателем прямых договоров или же работает по коллективной лицензии.
   Западные правообладатели с прохладцей относятся к Российскому обществу по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), которое занимается управлением коллективными авторскими правами. Но в сентябре в действие вступят поправки к действующему закону «Об авторском и смежных правах», призванные повысить легальность рынка.
   «Я не удивлюсь, если в ближайшее время подобные сервисы будут появляться в Рунете лавинообразно, - говорит главный редактор ресурса Звуки.Ru Соня Соколова. - В частности, Звуки.Ru и компания Softkey сейчас готовят к старту совместный проект по продаже цифрового контента, в первую очередь, музыки. Продавцом в данном случае будет непосредственно автор или лейбл, владеющий правами на это произведение».
   А по словам Александра Кузнецова из Yanga!, нынешняя ситуация на рынке позволяет говорить о временном лаге в 1,5–2 года, который позволит российским компаниям «нарастить мышцы» и освоить свою долю рынка.