08.06.2006  Москва: руководитель ДПРиУ о малом бизнесе на потребительском рынке

   Cостояние и перспективы развития малого бизнеса в сфере потребительского рынка обсуждались на пресс-конференции руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Владимира Малышкова, прошедшей в четверг, 7 июня.
   По его словам, в сфере потребительского рынка и услуг трудится почти 1 милн 400 тыс. человек, что составляет больше четверти всего трудоспособного населения Москвы. Как отметил министр, темпы роста сферы торговли очень высокие, на город приходится примерно четверть всего товарооборота страны. В 2005 году в ценовом исчислении товарооборот в городе составил 1 триллион 600 млрд рублей.
   В.Малышков сообщил, что "в систему потребительского рынка и услуг вложены огромные инвестиции": в 2005 году было инвестировано почти 18 млрд долларов. Вложения исходили как от зарубежных, так и от отечественных инвесторов. "Москва для инвесторов очень привлекательный регион. Цены в Москве выше, чем в регионах России, но в последнее время наметилась тенденция к их выравниванию. Если два года назад мы находились в первой пятерке самых дорогих регионов России, то сейчас мы занимаем 16-17 место. Есть в России и более дорогие регионы, чем Москва, например, северные города, где уровень зарплаты выше", – заключил министр.
   Также В. Малышков отметил, что на сегодняшний день в Москве насчитывается 200 тыс. предприятий малого бизнеса, на которых работает 1 млн 200 тыс. человек. Из них - 670 тыс. человек работает на предприятиях потребительского рынка и услуг. 49,5 % предприятий малого бизнеса – это предприятия потребительского рынка и услуг, которые работают в сфере розничной и оптовой торговли, общепита и бытового обслуживания. «Велика их роль по наполнению бюджета города. Потребительский рынок услуг уже три года находится на первом месте по наполнению бюджета города и дает больше пятой части средств. 34% малый бизнес дает в бюджет», - подытожил руководитель ДПРиУ.
   "Если мы начинаем сравнивать, как же наша столица смотрится с Парижем, Лондоном, то, например, в Париже на 100 тыс. населения работает порядка 3 тыс. малых предприятий. Москва уже сейчас имеет порядка 2 тыс. А в целом по России - это 700 предприятий малого бизнеса на 100 тыс. Если сравнивать с другими странами, то, например, в Японии 80% трудоспособного населения работает в малом бизнесе. У нас пока еще в пределах 34-35%", - сообщил В.Малышков.
   Что касается проблем, мешающих развитию предприятий малого бизнеса в сфере потребительского рынка, то это, по его словам, «несовершенный бюрократический аппарат и очень высокие ставки арендной платы, что отражается и на цене товара или услуги».
   По данным руководителя департамента, не все предприятия малого бизнеса в сфере потребительского рынка прибыльны. «Только около 60% из них рентабельны, 30% - обладают низкой рентабельностью, 10% имеют нулевую рентабельность», - сообщил В.Малышков.
   Он также отметил, что на государственном уровне нет серьезной поддержки малого бизнеса в регионах. По его словам, учесть долю прибыли от предприятий малого бизнеса в регионах довольно сложно, потому что не предусмотрена статистическая отчетность малых предприятий. «Каждый регион должен взять на себя вопросы по учету деятельности малого бизнеса и создать информационные базы данных. Примерно 35-40% от всей выручки товарооборота не учитывается. По официальным данным, объем товарооборота составляет 1 триллион 600 млрд, но на самом деле, он гораздо выше. На сегодня около 30-35% товарооборота в стране не учтено вообще», - подчеркнул В.Малышков.
   Руководитель ДПРиУ сказал, что в 2005 году было инвестировано в предприятия малого бизнеса Москвы около 4 млрд рублей. Доля инвестиций банков невелика, так как, по словам В.Малышкова, в стране «несовершенная система банковской поддержки предприятий малого бизнеса». «Государство не хочет брать на себя риски. Москва берет на себя часть этих рисков, часть банковской ставки по оплате – 50%, и это не малая сумма. Но на уровне государства такой программы нет», - заключил В.Малышков.
   В.Малышков в заключение сказал, что департаментом проводится серьезная работа, направленная на создание режима наибольшего благоприятствования для развития малых предприятий, так как «малый бизнес в перспективе должен решить проблему занятости населения, наполнения бюджета и сферы обслуживания».