07.06.2006  Российский туристический рынок начал консолидироваться

   В отличие от иных отраслей здесь этот процесс начался всего лишь год назад и теперь подходит к своему пику. На это указывают всплеск инвестиций в турбизнес со стороны и активность крупнейших игроков; они скупают конкурентов, доли в авиаброкерских фирмах, активы за рубежом. По мнению экспертов, вливание финансовых ресурсов ускорит консолидацию, к 2008-2009 годам количество туроператоров на выездных рынках сократится в несколько раз, и массовые направления поделят между собой 10-15 туроператоров.
   Начало года было отмечено небывалым по меркам российского туррынка всплеском инвестиционной активности. В абсолютных цифрах суммарные инвестиции невелики: в турфирмы, отправляющие россиян за рубеж, было вложено около $40 млн. Однако принципиальным в данном случае было не то, сколько потратили на покупку турфирм, а то, кто потратил эти деньги. В туристический бизнес впервые вложились те, кто до сих пор не жаловал своим вниманием этот сектор отечественной экономики,– два фонда прямых инвестиций.
   В феврале UFG Privat Equity Fund приобрел у холдинга "Туральянс" 25% акций ОАО "Академ Альянс М", управляющего второй в России по размеру сетью турагентств "Куда.ру". Сумма сделки – $13,5 млн – была рекордной для отечественного туррынка. А в марте о продаже 25% акций немецкому фонду прямых инвестиций "Квадрига Капитал" объявила турфирма "Нева" (занимает пятую строчку в рейтинге крупнейших туркомпаний России). Сумма сделки не разглашалась, представители фонда сообщали лишь, что работают с инвестициями в размере $5-25 млн. Средства от продажи акций владельцы туркомпаний не забрали на личные нужды, а сразу же вложили в расширение бизнеса.
   "Нева" объявила о покупке четырехзвездного отеля Alegra на болгарском курорте Золотые Пески. А "Туральянс" в апреле сообщил о покупке сети турагентств "Магазин горящих путевок" (МГП). ВАО "Интурист" приобрел долю в авиаброкерской фирме "Мегаполюс-Авиачартер", занимающейся организацией чартерных рейсов за рубеж. В в мае стало известно еще об одной сделке. Байкальский банк Сбербанка РФ приобрел у "Иркутскэнерго" 50% акций ООО "Гранд Байкал", крупнейшего туроператора Восточной Сибири. Созданная в 2002 году компания "Гранд Байкал" владеет крупными базами отдыха, пансионатами и санаториями в Иркутской области и Бурятии, гостиничным комплексом и собственным флотом на Байкале.
   Инвесторы впервые появились на туррынке в целом и на рынке выездного туризма в частности в таком количестве и, главное, качестве. "Выездной" сегмент туристической индустрии пребывает в состоянии "феодальной раздробленности". На нем работают тысячи компаний, которые занимаются производством и перепродажей турпродукта – заказывают собственные чартерные рейсы, покупают места на чужих, бронируют гостиницы за рубежом, формируют или просто перепродают уже готовые туры. Крупных компаний на этом рынке, тех, кто обслуживает не менее сотни тысяч туристов в год, не больше десятка. По мнению президента компании "Натали турс" Владимира Воробьева, ни один из крупных туроператоров не контролирует сегодня больше 7-8% туррынка.
   Эти оценки подтверждают и в сетевых турагентствах. "Прошлой зимой мы работали с более чем 220 туроператорскими фирмами,– рассказывает гендиректор 'Магазина горящих путевок' (МГП) Сергей Агафонов.– Однако потом решили кардинально сократить число поставщиков, и теперь в нашей базе чуть более 70 компаний, которые, по нашим оценкам, контролируют 85-90% российского выездного рынка".
   Суммарная доля рынка, которую занимают в выездном турбизнесе мелкие и средние туроператоры (нередко это семейные фирмы), остается довольно большой. "В зависимости от направления доля мелких и средних туроператоров, к которым, кстати, относится и наша компания, колеблется от 10 до 50%",– говорит председатель совета директоров компании "Пакс" Сергей Приголовкин.
   В прежние годы эти компании росли за счет собственных ресурсов, без крупных капиталовложений со стороны. Однако теперь бизнесмены от туризма понимают, что для гарантированного выживания необходимо заручиться чьей-то финансовой поддержкой. "Будущее за теми компаниями, которые имеют значительный финансовый потенциал либо могут рассчитывать на финансовую поддержку акционеров или потенциальных инвесторов",– говорит гендиректор компании "Капитал тур" Инна Бельтюкова.
   По мнению экспертов, консолидация выездного рынка и укрупнение работающих на нем компаний займет от трех до пяти лет.
   Финансовые вливания потребуются туроператорам уже в ближайшем будущем не только для того, чтобы расширить бизнес, но и для того, чтобы сохранить позиции. Из-за все усиливающейся конкуренции прибыльность туроператорского бизнеса в последние годы резко снизилась. Объемы тоже падают, и не только у мелких фирм, но и у игроков средней руки. Эксперты отмечают, что многие, в том числе крупные туроператоры продолжают наращивать количество клиентов за счет демпинговых цен. Работа в таких условиях с очень низкой, если даже не отрицательной рентабельностью только усиливает структурирование рынка.
   Еще одним фактором, обостряющим конкуренцию, является то, что рост числа выезжающих на отдых за рубеж происходит, как заметили туроператоры, за счет повторных поездок. "Растет не число отдыхающих, а частота поездок,– признает Сергей Агафонов из МГП.– В таких условиях борьба за клиента приобретает особенно ожесточенный характер, что опять же способствует консолидации рынка".