06.06.2006 Сигары и сигариллы завоевывают российских курильщиков Рынок сигар и трубочного табака попадает в фокус крупных игроков российского табачного рынка. В условиях, когда рынок сигарет не растет, очевидно, что этот сегмент, имеющий свыше 20% ежегодной прибавки, вызывает интерес среди гигантов индустрии, сказала в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» руководитель аналитической группы «AC Nielsen Россия» Ирина Пчелинцева. Судя по динамичному продвижению на рынок, сигары и сигариллы из некогда экзотичного продукта, доступного весьма обеспеченным и немногочисленным любителям, активно «овладевает массами». Оценки участников сигарного рынка очень оптимистичны: рост российского рынка в 2004-2005 годах составил около 30% ежегодно, что больше, чем в любой другой стране мира, а в ближайшие два-три года прогнозируется увеличение потребления сигар и сигарилл в 5-10 раз. По различным данным, примерно 30-35 млн шт. составляет сейчас объем рынка сигар (из них 3-5 млн шт. в Москве) и 250-270 млн шт. – объем рынка сигарилл. Очевидно, что при растущей популярности эти продукты занимают совсем небольшую долю всего табачного рынка, и даже если эти объемы, как прогнозируется, в 10 и даже более раз увеличатся, они все равно будут несопоставимо малы по сравнению с производством и потреблением сигарет. Однако интересна общая тенденция, характерная для обоих сегментов, - переключение внимания потребителей на более дорогие и престижные виды табачной продукции. Тенденция изменений пристрастий российских курильщиков стала особенно заметной по итогам прошедшего 2005 года. По различным данным, основные сегменты на сигаретном рынке - элитный (свыше 30 руб. за пачку), премиум (15-30 руб.), средний (14-18 руб.), экономичный (8-13 руб.), низкостоимостный с фильтром (5-8 руб.), низкостоимостный без фильтра (до 5 руб.). Сетования Всемирной организации здравоохранения о том, что курит каждый третий россиянин и страна занимает в мире четвертое место по числу потребителей табака, подозрительны, потому что, как говорят отечественные аналитики, нет четких параметров, по которым можно сделать «замеры». В то же время, как говорит И.Пчелинцева, отечественный рынок сигарет стагнирует, на протяжении последних двух-трех лет он стабилен по объемам – производится 350-380 млрд шт. сигарет в год, и растет он только с точки зрения стоимости продукции. Удачные маркетинговые ходы действующих на рынке табачных компаний – в пятерке лидеров транснациональные корпорации Philip Morris, ВАТ, JTI, Gallaher и Imperial – позволяют удерживать внимание потребителей. Это развивающиеся линейки легких, суперлегких, длинных, тонких, «дамских изящных» и других сигарет, более дорогих, но и более престижных и якобы менее вредных. На сегодняшний день оптимальное сочетание цены и качества для большинства потребителей сосредоточено вокруг сегмента sub-premium (его доля на рынке 22%), но и верхние сегменты – элитный (престижный) и премиум, по итогам 2005 года, тоже выросли на несколько процентов. Предусматриваемое в 2007 году увеличение ставки акцизов на сигареты, которое приведет к 30% росту их цены, участниками рынка встречается неоднозначно. Так, производители дешевых сигарет считают, что это негативно отразится на их рентабельности. Вместе с тем есть интересные заявления участников рынка. "Сегодня в России действует осмысленная, грамотная система взимания акцизов в части его размера, и это позволяет нам избежать проблем, которые существуют в Европе, а именно контрабанды и подделки сигарет", - говорит управляющий по связям с общественностью компании JT International Анатолий Верещагин. |