31.05.2006 Приморский край: рынок купли-продажи бизнеса приобретает цивилизованные формы Последние несколько лет в Приморье активно торгуют бизнесом. Причем если три года назад кафе, рестораны и сауны предлагались к продаже как объекты недвижимости, то сегодня все чаще продаются действующие предприятия, имеющие клиентов и приносящие прибыль, сообщает газета "Золотой Рог". Продажа действующего предприятия - процесс не такой простой, каким он кажется на первый взгляд, рассказывает директор "Центр продажи предприятий" (ЦПП) Игорь Шляхов. Важно грамотно организовать и оформить сделку, для чего нужны как минимум специальные юридические знания и опыт. Кроме того, продавцы бизнеса часто не хотят афишировать факт продажи, чтобы не пугать персонал и клиентов. Во-вторых, многие малые и средние предприятия оптимизируют налоги, соответственно, ведут управленческий и налоговый учет, так что показывать денежные потоки случайному человеку никто не станет, к тому же это и небезопасно. В первом случае покупатель экономит деньги, а во втором - получает гарантию. Бизнес-брокеры не только помогают продавцу и покупателю найти друг друга и оформить документы, но и проводят предпродажную подготовку предприятия, оценивают его реальную стоимость, определяют прибыль и возможные затраты на развитие. Ведь иногда владельцы лукавят и намеренно завышают цену и сумму прибыли. "Несмотря на то, что компании в Приморье продаются и покупаются, до цивилизованного рынка готового бизнеса еще довольно далеко, - считает президент НП "Клуб Профессионал" Валерия Кривец. - Он только зарождается, и процесс идет достаточно сложно. Большой вклад в успешность сделки вносит справедливая оценка того, что потенциальный покупатель собирается приобрести. Участие оценщика на рынке продажи готового бизнеса более чем оправданно, так как лишь профессиональный и независимый оценщик в состоянии дать обоснованную непредвзятую стоимостную характеристику объекта - предприятия, служащую отправной точкой при переговорах сторон». Первый год работы ЦПП показал, что местный рынок нужно разогревать. "Сегодня большинство предложений о продаже составляют объекты стоимостью до $30 тыс. Мы просто не имеем возможности полноценно вести эти сделки. Работа наших специалистов на всех этапах, начиная от первоначальной подготовки объекта (что предполагает предоставление отчета об оценке, аудиторского заключения и составление инвестиционного меморандума, полное юридическое сопровождение, организацию необходимых для эффективной продажи маркетинговых мероприятий) и заканчивая переоформлением всех учредительных документов на нового владельца, высокозатратна и превосходит сумму предполагаемого вознаграждения, исходя из расчета 10% от суммы сделки в случае реализации бизнеса. Небольшим компаниям мы предлагаем воспользоваться нашим интернет-ресурсом www.kupibizness.ru и выставлять там информацию о предприятиях. Также мы можем проконсультировать своих клиентов по юридическим вопросам", - рассказывает Игорь Шляхов. В приморской экономике большая часть бизнеса - субъекты малого предпринимательства. И на сегодняшний день это самые активные участники рынка готового бизнеса. Много предложений о покупке или продаже публикуются на сайте "Форпост", в разделе "Продажа бизнеса". Если внимательно проанализировать предложения за полгода, то видно, что количественно лидируют предприятия, цена которых от $3 тыс. до $5 тыс. Как правило, это розничные торговые точки (места на рынках, отделы в магазинах, видеопрокаты). На втором месте предложения о продаже небольших магазинов, кафе, салонов красоты и парикмахерских. И только на третьем месте находятся предприятия стоимостью более миллиона рублей. Продажа бизнеса отличается от продажи недвижимости или других активов тем, что цена объекта складывается с учетом возможности получения дохода. Поэтому инвесторы всегда ищут скрытый подвох. По словам экспертов, причин может быть множество. Например, возникновение другого, более интересного и эффективного проекта, переезд на новое место жительства, преклонный возраст владельца, другие причины. Было бы неправильно думать, что если бизнес продается, то значит, дела у него совсем плохи. Хотя риск всегда есть. Иногда можно скрыть изъян бизнеса даже от пытливого взгляда специалиста. Однако все же предприятие, у которого "неважные" дела, зачастую можно "вычислить", причем порой достаточно один раз на нем побывать. Какие-то параметры обязательно будут свидетельствовать об этом. Например, простаивающее оборудование в цеху, малочисленный персонал, не соответствующий имеющимся основным средствам. В любом случае, надо понимать, что привлечение специалистов к процессу продажи (юристов, оценщиков, аудиторов) весьма снижает неопределенность и риски для покупателя. Кроме того, эти специалисты должны помочь преодолеть имеющиеся изъяны и навести "лоск" на предлагаемый объект. В этом случае цена объекта может подняться, что выгодно продавцу. Одновременно снижаются риски и у покупателя. Так что от работы команды специалистов выигрывают все заинтересованные стороны, считает Валерия Кривец. Пока в Приморье рынок находится в зачаточном состоянии, в центральных регионах России покупка бизнеса является формой инвестирования наряду с вложением средств в акции, драгметаллы или недвижимость. По данным аналитиков, действующая компания дает доход от 40 до 100% годовых в валюте. Между тем эксперты отмечают, что этот вид инвестирования подходит далеко не каждому, так как требует постоянного внимания владельца, иногда значительных средств. Объяснение простое. Выше цена - больше прибыль. Небольшие компании окупаются за 12-20 месяцев, но в абсолютном выражении их доходность невелика. Так, например, видеопрокат может приносить владельцу от $500 до нескольких тысяч долларов, небольшой ресторан, работающий на арендованных площадях, - от $5 тыс. до $15 тыс. чистой прибыли в месяц. Доходность аптек может составить 60-70% годовых, розничных магазинов - 60-90%, производства - 40-50%. Возможно, уже через несколько лет местные предприниматели оценят преимущества нового вида инвестиций и начнут массово вкладывать свободные средства в покупку бизнесов. Но даже если инвестиционная привлекательность останется низкой, возможность продажи своего дела в цивилизованных рамках - это несомненный плюс для всех заинтересованных сторон. |