24.05.2006 Москва: компании малого и среднего бизнеса - потенциальные пользователи ГИСС В утвержденном недавно постановлении правительства Москвы "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" заложена важнейшая концепция создания и функционирования сферы информационно-коммуникационных технологий столицы. Этого события ждали давно, поскольку идея формирования технологической базы информационного общества мегаполиса возникла у московских властей еще в 1997 году. О новых целях и задачах, заложенных в концепции Городской информационно-справочной системы (ГИСС), рассказывает депутат Московской городской думы Степан Орлов, который приложил немало усилий для ее развития и внес весьма значительный интеллектуальный вклад в разработку концепции. ГИСС - это автоматизированная система, включающая в свой состав средства автоматизации и обслуживающий персонал и предназначенная для предоставления информационно-справочных и сопутствующих им услуг. Цель концепции - определение путей дальнейшего повышения уровня и качества жизни москвичей и гостей столицы, создание благоприятных условий для деятельности малых предприятий за счет обеспечения простого и эффективного доступа к информационно-справочным ресурсам путем использования новых информационно-коммуникационных технологий, сообщил С.Орлов. В Москве работает 201 тыс. малых предприятий, на которых трудится 1,9 млн человек. Количество иностранных туристов, посетивших Москву в 2005 году, достигло 3,2 млн человек. Задачи по унификации и интегрированию существующих в городе информационных ресурсов, а также обеспечению доступа к социально значимой информации и базовым информационно-коммуникационным услугам всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения, решаются в рамках городской целевой программы "Электронная Москва". Именно программа ГИСС, по словам депутата Мосгордумы, призвана обеспечивать реализацию этих задач. Московский рынок информационно-справочных услуг является одним из самых крупных на всей территории России. Потенциальными пользователями ГИСС является все население Москвы, гости столицы, предприятия малого и среднего бизнеса. Анализ показывает, что потребителями информационно-справочных услуг в мегаполисе стали приблизительно 3,5 млн человек, а потенциальный объем рынка информационно-справочных услуг оценивается в 800 тыс. обращений в день. В настоящее время столицы развитых стран и крупные города не обходятся без системы хранения, обновления и поставки потребителям текущей справочной информации о городе и его истории, функционировании органов городского управления, жизнедеятельности города. В отдельных случаях доставка справочной информации потребителям осуществляется через создание пунктов распространения (киосков) справочной информации в бумажном виде (буклеты, проспекты). Как правило, одновременно с этим операторы киоска имеют доступ к базам данных, позволяющим предоставлять расширенный объем информации. Такие информационные киоски для туристов существуют в Вене, Париже, Праге, Берлине и других городах. В целях повышения доступности к информационным ресурсам в таких системах, как правило, используется самый широкий набор инструментов, обеспечивающих доступ к информации (персональные компьютеры, киоски, телефоны, расположенные в людных местах). Что касается городской информационно-справочной системы (ГИСС), то начало ее создания можно отнести к сентябрю 1997 года, когда постановлением городского правительства "О концепции создания городской информационно-справочной системы Москвы" был дан старт обеспечению современного уровня информационно-справочного обслуживания населения Москвы и гостей столицы, отметил С.Орлов. В рамках реализации первого этапа ее создания были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию программно-информационной и коммуникационной составляющей ГИСС, по подбору и выделению 158 земельных участков для размещения объектов городской информационно-справочной системы, построено 15 и начато строительство 26 объектов ГИСС. В частности, в Северном административном округе был введен в эксплуатацию экспериментальный участок системы, организован бесплатный электронный доступ пользователей к адресно-справочной информации и перечню городских организаций и предприятий. С. Орлов рассказал также о направления дальнейшего развития городской информационно-справочной системы. В частности, предполагается, что в справочных объектах ГИСС будут размещены малые предприятия и иные структуры для организации и развития дополнительного сервиса (банковские, страховые, туристические, юридические, консалтинговые, риелторские услуги, интернет-кафе и салоны связи, продажа книг, билетов, газет и журналов, копировально-множительные услуги). Основными задачами ГИСС в будущем должны стать: создание сети справочных объектов в «шаговой» доступности для жителей города и гостей столицы; создание комфортной среды для развития и поддержки бизнеса малых предприятий (поиск партнеров, развитие сотрудничества, заключение контрактов); организация доступа к информационным услугам, оказываемым операторами информационных систем. Международный опыт показывает, что информационно-справочные системы являются убыточными и финансируются за счет бюджетных средств. Однако московская концепция предлагает постепенный переход от бюджетного финансирования развития ГИСС на систему полной окупаемости. Источниками доходов ГИСС могут быть реализация информационно-справочных услуг; Интернет, IP-телефония, Wi-Fi; совместное использование с платежными системами многофункциональных интерактивных терминалов; организация предоставления на площадях ГИСС дополнительных услуг; инвестиционные конкурсы; рекламные услуги; распространение рекламно-справочных материалов. Не исключено и участие ГИСС в городских проектах, реализуемых в рамках программы "Электронная Москва", "Инфоград", "Социальная карта москвича" и др. В перспективе город мог бы получить немалый эффект от реализации концепции ГИСС. Развитие системы позволило бы ускорить процессы информатизации различных сторон жизни города, повысить доверие населения к использованию информационно-коммуникационных систем и создать положительный пример использования передовых технологий, считает депутат Мосгордумы. Важную роль призвана сыграть ГИСС в развитии массового туризма. Сеть стационарных объектов ГИСС, оснащенных ориентированной на туристов справочной информацией, сделает пребывание туристов в городе более комфортным. В сфере же социальной защиты населения ГИСС позволит реализовать эффективную систему информирования москвичей об их правах на получение льгот, а также использование социальной карты москвича для получения услуг и участия в дисконтных программах ГИСС. А сеть справочных объектов ГИСС и их «шаговая» доступность окажет содействие работе городских органов социальной защиты с населением. |