24.05.2006  Орловская область: что по силам промышленному МБ?

   В Орловской области выработаны основополагающие механизмы взаимодействия местной власти и бизнеса, с учетом интересов промышленного сектора экономики области принят ряд законов, разработаны и действуют областные и муниципальные программы, сообщает "Орловская правда".
   И все же возникает ощущение, что положительные тенденции в производственной сфере достигнуты не благодаря, а вопреки отсутствию ясной государственной промышленной политики, отсутствию поддержки государством собственного производителя.
   В конце апреля на областном совещании с руководителями промышленных предприятий уже прозвучали некоторые приоритеты по развитию предпринимательства, в том числе и предложения от Союза предпринимателей Орловской области.
   Как известно, малые предприятия наиболее мобильны и чутко реагируют на спрос.
   Многие из них являются, по сути, подрядчиками по конкретным технологическим переделам у крупных предприятий. В мировой практике известны малые высокоспециализированные предприятия, использующие современное оборудование, которые обеспечивают высокий уровень качества. В данном направлении движется развитие малого бизнеса и в Орловской области.
   Учитывая структуру крупных производственных предприятий области, малые могли бы предложить свои услуги в изготовлении запчастей, взять на себя функции вспомогательных производств, развиваясь до уровня сервисных организаций, изготавливать нестандартное оборудование, специализированные массовые детали.
   В области назрела необходимость создания центра контрактации (по заключению контрактов, договоров между предприятиями или лицами, производящими продукцию, и организациями, заготавливающими и сбывающими её). Единая информационная база по поиску заказчиков и исполнителей, установление цивилизованных норм договорных отношений, высоких требований к качеству и срокам исполнения будут создавать возможность снижения издержек для крупных предприятий, а кроме того, стимулировать развитие местных предприятий малого бизнеса, создавать новые рабочие места и увеличивать налоговые поступления в регионе. Особенно этот вопрос актуален в связи с возможным вступлением России в ВТО.
   Свободные правила перемещения товаров и услуг предусматривают достаточно жесткие требования к производителям с точки зрения стандартов качества, ценообразования, и уже сейчас необходимо учиться работать в условиях конкуренции.
   Областной Союз предпринимателей имеет конкретные предложения по созданию центра контрактации и готов их обсудить с заинтересованными лицами.
   На сегодня многие малые предприятия в производственной сфере испытывают огромные трудности в техническом перевооружении. Причина не только в дорогих и коротких по срокам кредитах. Это еще связано и с низкой капитализацией малых предприятий.
   Как правило, они снимают в аренду небольшие площади, земли в собственности не имеют, действующее оборудование изношенное, с низкой ликвидной стоимостью. В этих условиях оформить кредит с залогом основных фондов для приобретения современного оборудования практически невозможно: слишком велика разница в цене.
   Выход может быть в создании техноцентров, технопарков, бизнес-инкубаторов, где легче найти юридические, организационно-правовые, финансовые решения и схемы для централизованного, долевого кредитования, создания кредитных кооперативов, участия в целевых государственных программах. Это можно попробовать сделать на пустующих площадях одного из крупных предприятий, принять в этих целях необходимые местные законодательные акты.
   Одним из важнейших элементов развития малого бизнеса является привлечение его в систему государственных и муниципальных закупок. Это и одна из составляющих развития рыночных отношений в регионе, способная обеспечить создание новых рабочих мест, снижение социальной напряженности и многое другое. Данная практика давно существует в зарубежных странах.
   С 1 января 2006 года вступил в силу новый Федеральный Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Статьей 15 данного закона устанавливается обязанность государственных заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15% от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством РФ. Размещение квотированной части госзаказа осуществляется путем проведения торгов среди субъектов малого предпринимательства, а перечень самой продукции, размещаемой на таких торгах, и ее начальные цены определяются правительством.
   Кроме того, в качестве механизма реализации квоты регламентируется использование процедур в форме конкурса или аукциона, которые проводятся по общим правилам. Процедуры торгов достаточно сложны, участие в них требует привлечения дополнительных финансовых и трудовых ресурсов, что не под силу многим предприятиям малого бизнеса.