23.05.2006 Во что может вылиться зависимость бизнеса от персонала Капитализация компаний, особенно малых и средних, прямо зависит от кадров, в том числе от их квалификации и зарплаты, типа бизнеса, особенностей бизнес–процессов и рынка труда в регионе. И прежде чем продавать компанию, следует проанализировать все аспекты ее деятельности, связанные с персоналом, сообщает «Бизнес-журнал». Консалтинговые, оценочные, аудиторские и юридические компании — характерные примеры зависимых от персонала бизнесов. Но порой не менее важны состав персонала и установленные в компании зарплаты. Качественная организация бизнес–процессов позволяет снизить зависимость от квалификации персонала в разы, поскольку любому выбывшему сотруднику легко найти замену. Впрочем, верно и обратное: если рабочий процесс не регламентирован, а одни и те же специалисты выполняют весь производственный цикл, применяя особые приемы работы, зависимость от квалификации персонала резко возрастает. Особенности рынка труда в регионах нередко определяются историческим прошлым: в бывшем индустриальном городе, где осталось множество обанкротившихся заводов, зависимость от производственного персонала ниже. При этом в небольшом городе зачастую трудно найти кадры, обладающие высокой квалификацией. Покупатели бизнесов, как правило, заинтересованы в сохранении персонала. Стоит ли заранее готовить персонал к приходу инвестора? В большинстве случаев, чтобы избежать неприятностей, лучше такую информацию до определенного момента не разглашать даже внутри компании. Достаточно провести индивидуальные беседы с ключевыми сотрудниками, пообещав им, что их интересы не пострадают. Если же утечка уже произошла, следует разъяснить: актив продается как действующий бизнес, сотрудникам ничто не угрожает, им нечего опасаться, а приход нового инвестора открывает лишь новые перспективы для развития компании и предполагает возможность роста заработной платы. Если покупатель уже готов «показаться», есть смысл организовать встречу коллектива и с ним, что станет подтверждением слов собственника. Стопроцентной гарантии сохранения персонала продаваемой компании не даст никто, причем самый худший вариант развития событий — уход целой команды в стремлении открыть бизнес в той же области: с собой «дезертиры» унесут все наработанные связи, клиентскую базу, опыт. Иногда персонал может «предотвратить» продажу бизнеса, намеренно демонстрируя новому владельцу все самые отрицательные стороны. Распространение слухов, саботаж, открытая демонстрация нежелания сотрудничать с пришлым собственником или «доверительная» информация о том, что дела фирмы на самом деле очень плохи. Это характерные примеры попыток сотрудников компании оставить все, как есть. Продажа бизнеса для сотрудников — это дополнительный риск, стресс, неизвестность, поэтому многие немедленно принимаются искать новую работу: каждый хочет подстраховаться. При этом замечено: если в компании продается только доля, такая сделка воспринимается персоналом менее болезненно, ведь прежний владелец никуда не уходит. Если на момент подписания документов сотрудники работали, а потом уволились, то скорее всего виноват будет инвестор. Другое дело, если в соглашении о намерениях указано, что коллектив является активом компании. Если в процессе сделки сотрудники разбежались, она скорее всего будет расторгнута, а собственнику придется вернуть деньги инвестору. Вот только задокументировать такой исход дела сложно — остается рассчитывать на порядочность. |