22.05.2006 Все российские регионы хотят быть туристическими ОЭЗ В минувшую пятницу Госдума в третьем чтении приняла законопроект о создании особых экономических туристско-рекреационных зон. Если документ будет одобрен Советом Федерации и президентом, то уже этим летом пройдут конкурсы на выявление наиболее перспективных, с точки зрения развития туризма, территорий. Власти хотят ввести налоговые послабления предпринимателям, которые будут строить в ОЭЗ гостиницы, санатории и торговые комплексы. По мысли чиновников это должно привести к появлению в России курортов мирового уровня. Однако крупные игроки турбизнеса сомневаются, что на практике проект будет выглядеть так же радужно, как сейчас на бумаге. Проект создания особых туристических зон, по мнению властей, должен существенно увеличить количество людей, путешествующих внутри России, а также решить экономические проблемы региона, на территории которого расположатся особые экономические зоны (ОЭЗ). Причем достичь этого планируется без особых финансовых затрат со стороны государства. Основные вливания капитала произведут частные инвесторы. «Для их привлечения предусматривается целый спектр мер, – рассказал глава комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. – В особых рекреационных зонах будет разрешена разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других ископаемых, использующихся для профилактики различных заболеваний. Государство за свой счет построит на выбранных территориях базовую инфраструктуру – проведет линии электропередач, проложит дороги. А строительство санаториев, гостиниц и магазинов возьмут на себя частные предприниматели». Причем бизнесменов, вкладывающих деньги в особые туристические зоны, планируется освобождать от уплаты налогов на имущество и землю на первые пять лет своей деятельности. Резиденты, ведущие бизнес в ОЭЗ, будут платить пониженную ставку на прибыль – 13,5 %. Эти деньги будут поступать в бюджет субъекта Федерации и тем самым способствовать развитию экономики региона. Однако еще до вступления в законную силу проект особых туристических зон успел вызвать оживленные споры. Дело в том, что, по данным Федерального агентства по туризму, бюджет проекта позволяет организовать только 3–4 зоны. «Больше и не надо. Ведь цель проекта – не поднимать туризм в России вообще, а создать качественный продукт на определенной территории, – пояснил пресс-секретарь агентства Сергей Синицын. – На сегодняшний момент наиболее привлекательными зонами считаются Краснодарский край, Байкал и Тверская область». С такой точкой зрения абсолютно не согласны представители других российских регионов, которые тоже успели просчитать экономические выгоды от проекта. Так, за звание особой туристической зоны собираются бороться города Золотого кольца, Алтайский край, Ивановская, Ростовская и Вологодская области. Всего около 20 регионов. Какие территории получат особый статус, выяснится на конкурсе экономических проектов, который, скорее всего, пройдет уже летом. По мнению экспертов, определить, какая именно зона будет более привлекательной для туристов, а следовательно, экономически выгодной, будет очень непросто. Вполне возможно, что сделанный чиновниками выбор окажется субъективным. «Сложность заключается, во-первых, в том, что приходится сравнивать ценности разного порядка, – пояснил менеджер туристической компании «SKF» Тимофей Аверин. – Что более понравится туристам – красоты Селигера или древние церкви Золотого кольца? Что более выгодно – культурный или экологический туризм? Во-вторых, чиновникам придется решать, сделать ли ставку на туристические зоны Центральной России, в которых инфрастуктура более или менее развита и, следовательно, требует меньших инвестиций, или раскошеливаться на проекты с огромным потенциалом, но требующие и внушительных средств, например, тот же Байкал». Кроме того, даже если проект особых рекреационных зон станет успешным, существенно изменить ситуацию в российском турбизнесе он не сможет. «Законопроект об особых туристических зонах способен решить ряд проблем российских курортов. Прежде всего, поможет сформировать нормальные туристические комплексы, – рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Ведь большинство российских курортов застраиваются произвольно. Единого ландшафта нет – это минус, но не главный. Проблема номер один российского туризма – высокая стоимость турпакетов. Например, если за 2005 год турпутевки за рубеж в среднем выросли на 2,4%, то в России турпакет подорожал на 18%. Чтобы существенно увеличить долю внутреннего туризма, а также привлечь иностранных путешественников, нужно снизить цены, а для этого пока нет возможностей». |