22.05.2006 Ростовская область: защита для "малых" и "средних" Рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, произошедший за последние годы, диктует потребность в расширении их страховой защиты. Объективная необходимость страхования малых и средних предприятий сомнений не вызывает, но среди предпринимателей еще отсутствует понимание того, что бизнес должен быть застрахован. Услугами страховщиков в России сегодня пользуются около 80% предприятий малого и среднего бизнеса. Цифра достаточно существенная, но она не дает представления о широте охвата предпринимателей страхованием, поскольку почти половина "охваченных" — это предприятия, вынужденные застраховать свои автомобили по ОСАГО, еще четверть страхует КАСКО своего автотранспорта. Всеми остальными видами страхования пользуются лишь порядка 8% предприятий малого и среднего бизнеса. Наиболее важным для среднего и малого бизнеса видом страхования — страхованием имущества — пользуются только 20% предприятий. Между тем, по оценкам экспертов, юридические лица при страховании имущества имеют более низкие риски по сравнению с физическими лицами. Требования проверяющих органов поддерживают предприятие в нужном тонусе безопасности. Соответственно, для бизнеса величина тарифа и стоимость страховки будет ниже. Однако многие руководители не видят в страховке дополнительной защиты для бизнеса. Страховщики, в свою очередь, работают над проблемой, предлагая понятные страховые продукты и пытаясь изменить сознание потенциальных клиентов. Одной из основных проблем, мешающих развитию страхования малого и среднего бизнеса, является его "добровольно-принудительный" характер. То есть большинство тех, кто приобрел полис страхования, сделали это для того, чтобы получить лицензию. Статистика свидетельствует, что очень часто причиной разорения компаний малого и среднего бизнеса является именно то, что страховщики называют "страховым случаем". Сегодня страховые компании предлагают продукты, разработанные специально для средних и малых предприятий с учетом их особенностей и требований. Например, компания Росгосстрах предлагает комплексную программу РОСГОССТРАХ-БИЗНЕС, которая включает 5 страховых продуктов, способных предусмотреть любые непредвиденные ситуации в деятельности предпринимателя. Если раньше донские предприятия прибегали к услугам страховщиков только по необходимости (например, по требованию банка при получении кредита), то сегодня многие руководители пришли к выводу, что бизнес должен нуждаться в дополнительной защите. Это привело к появлению таких объектов страхования, как игровые автоматы и банкоматы. Но самыми востребованными остаются риски, связанные с хищением имущества. На втором месте по страхованию имущества стоит страхование товарных запасов. Это наиболее важный для малого и среднего бизнеса вид страхования. В Ростовской области регулярно происходят прецеденты крупных выплат по фактам уничтожения имущества в результате пожаров, причиной которых, как правило, становятся неисправная проводка или электроприборы, реже - умышленные действия третьих лиц. Эти риски востребованы. Страхование автотранспорта — еще одна актуальная тема. Если несколько лет назад автомобили, принадлежащие как юридическим, так и физическим лицам страховали добровольно по КАСКО в единичных случаях, то сейчас около 20 % новых автомобилей страхуют сразу, даже если их покупают за собственные средства, а не через банк. Недооценивая страхование, предприниматель пренебрегает своими партнерами и клиентами. В современном обществе без страхового полиса невозможно вести цивилизованный бизнес. Рассчитывать на случай, когда работаешь с деньгами, не приходится. Во всем должна быть уверенность. Страхование является хорошим способом обеспечить предприятие дополнительной финансовой поддержкой в случае непредвиденных убытков. |