22.05.2006 Российский рынок листового стекла - один из наиболее перспективных в Европе Стекольная промышленность нашей страны состоит примерно из трех тысяч предприятий. Из них около 500 - крупные и средние по объему производства. По разным оценкам, объём российского рынка в 2004 году составил от 180 до 220 млн. кв. м. стекла, в том числе примерно 135-137 млн. кв. м. произведено российскими стекловаренными заводами. Остальное стекло импортного производства, из них приблизительно 28-30 млн. кв. м. поставлено из Белоруссии и 8-10 млн. кв. м. из Киргизии и Украины. Эксперты оценивают российский рынок листового стекла как один из наиболее перспективных в Европе. По данным "Стеклосоюза", в 2004 г. все стеклосоюзы в России произвели в общей сложности 7,5 млн. т. или 136 млн. кв. м. плоского стекла. Порядка 35-40% потребления полированного стекла приходится на Центральный и Северо-Западный районы. На рынок Сибири и Дальнего Востока приходится около 20% об общего объема закупаемого в России стекла, причем большинство приобретаемой за Уралом продукции - импортного производства. Существенным ограничением развития рынка стекольной промышленности, в первую очередь, является низкий уровень конкурентоспособности российской продукции: технологии, применяемые в нашей стране намного отстали от используемых в странах Западной Европы, Японии и Северной Америки. Лишь 1/3 применяемых в России технологических схем и оборудования соответствует мировому уровню. По оценкам специалистов DISCOVERY Research Group, в среднесрочной перспективе следует ожидать обострения конкуренции между отечественными и зарубежными производителями стекла, причем в данный момент западные конкуренты находятся в более выгодных условиях. Возможно, что одним из шагов к повышению конкурентоспособности российских производителей является вертикальная диверсификация, т.е. развитие собственной сети переработки стекла в готовую продукцию, как это делают иностранные компании. |