17.05.2006 Россияне полюбили яхты В настоящее время значительная часть заказов, размещенных на судостроительных верфях в Европе, США, в Австралии, пришла от российских клиентов. Так, на данный момент в процессе строительства находятся свыше 600 судов, относящихся к классу элитных моторных яхт, и более 200 их заказчиков являются гражданами России, сообщил президент международного консорциума Timmerman yachts Дмитрий Мироненков. Тем самым, отметил он, «российская волна» в целом достаточно сильно «взволновала» консервативный закрытый мировой рынок яхтостроения. Создание мега-яхты, длиной свыше 24 метров, – долгий, сложный и ответственный процесс, который специалисты сравнивают с постройкой космического корабля или авиалайнера с точки зрения количества деталей, используемых при сборке. На каждом этапе нужно контролировать их качественные параметры, потому что любые ошибки могут привести к плачевным результатам. Интересно, что заказчики, преимущественно отечественные, развивают не только мировой яхтенный рынок, но и совсем молодой российский, несмотря на суровый климат, а требования к изотермической составляющей при строительстве строгие. Факт весьма необычный, так как в этом бизнесе очень ценятся многолетние традиции и опыт, а также «философия» дизайна и внутренних интерьеров. Доля выполняемых на российских заводах заказов пока весьма незначительна, учитывая, что за последние пять лет спрос на супер-яхты почти удвоился. Российских клиентов внутренний рынок привлекает не только тем, что здесь компании в отличие от щепетильных зарубежных коллег не поинтересуются происхождением денег, которыми расплатятся за товар, но и возможностью контролировать весь процесс строительства судна. Сами производственники говорят, что для их клиентов этот фактор один из определяющих при выборе судостроительной верфи: можно абстрагироваться от повседневных забот и заняться «творчеством» - советовать, как сделать лучше, вносить изменения по ходу строительства. Одно из «национальных» требований российских заказчиков, отличающее планировку «русских» яхт от европейских, – это обязательное наличие сауны. Еще на выбор влияет стоимость. Сейчас она колеблется в границах от 2,5 млн евро за «эконом-класс» до 15 млн за 45-метровое судно. Кроме того, специалисты говорят, что на рост заказов влияет то, что компании могут предлагать цены на 20-25% ниже европейских, в основном за счет более дешевого, хотя не менее квалифицированного рынка труда. Может показаться, что восторженные высказывания о том, что с ростом благосостояния россиян страна переживает яхтенный бум, звучат преждевременно, учитывая, что треть сограждан официально находятся за чертой бедности. В то же время, по различным данным, за последние несколько лет рынок моторных яхт вырос в России примерно в 5-6 раз, что видно по лесу мачт не только в состоятельной Москве, но и в других городах. Однако, судя по интересу иностранных судостроительных фирм, прогнозы о буме не слишком преувеличены, если говорить о яхтах всех классов, а не только о шикарно оснащенных суперлайнерах для богачей. Для преуспевающих сограждан яхта из экзотичной роскоши становится средством передвижения, отдыха наравне с автомобилем. |