05.05.2006 РЖД и частники мириться не собираются Введенные ОАО «Российские железные дороги» три месяца назад ограничения на курсирование частного подвижного состава вызвали огромное количество споров. Ожидалось, что они будут сняты в начале мая. Но как стало известно, их действие продлено на неопределенный срок, а документы, которые будут определять работу железнодорожных перевозчиков на российской территории, до сих пор не готовы. Крайними в этой истории опять могут оказаться частные операторы, которые ждут дальнейшего развития событий, не решаются начинать новые проекты и теряют грузы. В начале февраля РЖД выпустили несколько телеграмм, которые ужесточили правила курсирования частного подвижного состава, его приписки к отдельным станциям, а также исключили ряд номенклатур грузов, допущенных к перевозке в частных вагонах. Минтранс направил в РЖД письмо с просьбой отменить принятые решения, так как они выходят за рамки компетенции РЖД и не соответствуют регламентирующим документам. В результате переговоров было принято решение приостановить до 1 апреля действие ограничений на курсирование частного подвижного состава. К этому времени Минтранс должен был разработать проект нового нормативного документа, определяющего порядок работы владельцев частных и арендованных вагонов на российских железных дорогах. Потом сроки подготовки новых документов были перенесены на 1 мая. Однако действие ограничений на курсирование частного подвижного состава по сети российских железных дорог было продлено на неопределенный срок. В настоящий момент Минтранс готовит два приказа. Согласно первому документу, будут отменены ограничения относительно курсирования частных вагонов, а также сняты ограничения по видам грузов, перевозимым универсальными вагонами. Второй приказ будет способствовать либерализации приписки вагонов к станциям РЖД. В настоящий момент приписка носит разрешительный характер. Минтранс предлагает сделать приписку по заявкам, то есть ввести уведомительный характер. Причем теперь регистрацией вагонов будет заниматься Федеральное агентство по железнодорожному транспорту (ФАЖТ). Конфликт монополиста и частных операторов грозит затянуться надолго. Даже еще не готовых законодательных актов будет недостаточно для решения проблемы, нужно разрабатывать совершенно новые принципы управления железнодорожными перевозками. Необходим комплексный подход, учитывающий не только особенности работы РЖД и российских участников рынка, но и железнодорожного транспорта стран СНГ, считают эксперты. Понять, чем подобное промедление грозит частникам, несложно. «В настоящее время частные операторы выжидают. Они боятся действовать и не развивают новые проекты. В этих условиях многие грузоотправители не хотят связываться с частниками и предпочитают работать с РЖД, говорят эксперты. Это едва ли положительно скажется на работе транспортных компаний. «Частные операторы подвижного состава еще долго будут находиться в состоянии напряжения и полной неуверенности в завтрашнем дне, – сказал генеральный директор транспортной компании «ТИС-Регион» Андрей Голубчик. – При таком развитии событий никто из них не сможет, да и не захочет нормально развиваться». |