04.05.2006 Особенности франчайзинга Любой предприниматель, открывая новый бизнес, рискует прогореть на начальном этапе. Но риск гораздо меньше, если предприниматель работает под известной торговой маркой. Для деятельности под известным брендом требуется в несколько раз меньше капиталовложений. А деньги, которые начинающий бизнесмен платит за бренд, в десятки раз меньше сумм, которые он потратил бы на создание и укрепление бизнеса по своей собственной схеме. Поэтому если и существует выгодный и надежный способ открыть или приобрести бизнес, то это франчайзинг, пишут российские СМИ. Что такое франчайзинг? Крупная фирма помогает начинающим бизнесменам сделать первоначальный капитал: дает им свою торговую марку, продукцию с большими скидками, а главное - отработанную схему бизнеса, по которой когда-то поднялась сама. Бизнесмен (или франчайзи) открывает фирму, не вкладывая больших денег, не рискуя, и при этом знает заранее, что прибыль будет неплохая. Компания-франчайзор предоставит франчайзи и оборудование, и технологию, и персонал обучит, и посоветует, с какими поставщиками стоит сотрудничать, а с какими - нет. А крупная фирма в результате экономит время и деньги на создании региональной сети. Кроме того, франчайзи обладают более сильной мотивацией, чем наемные руководящие сотрудники компании. Получается, что это выгодно обеим сторонам. Статистика свидетельствует, что каждые три из четырех обычных фирм закрываются в течение пяти лет. Только франчайзинговые фирмы практически не разоряются. Раскрученный бренд легко проходит все спады и кризисы и помогает своим партнерам. Полтора века назад в США Зингер впервые применил франчайзинг для сбыта швейных машин. Аналогичная система была разработана в 1898 году компанией "Дженерал Моторс", а затем - компаниями "Кока-Кола" и "Пепси". За последние 50 лет франчайзинг обрел такую популярность, что в США в объеме розничного товарооборота он составляет более 40, а в странах Европы - от 5 до 30 процентов. Сегодня крупные франчайзоры имеют более 1000 предприятий-франчайзи каждый, обеспечивая широкое региональное распространение своих товаров и услуг. В России франчайзинг появился в 1993 году, когда владелец небольшого кафе в Москве купил за 10000 долларов США сроком на пять лет франшизу у фирмы-обладательницы права на торговую марку "Baskin Robbins". По франшизе были открыты "Макдональдс", "Ростикс", "ЭКОНИКА-Обувь", бензозаправки "ЛУКОЙЛ", "ТНК", "ЮКОС", магазины IKEA и так далее. И количество таких фирм растет с каждым днем. Практически в любой сфере бизнеса сегодня можно найти франчайзинговое предприятие. Но при всех преимуществах такого способа ведения бизнеса у российского фрайчанзинга есть большие проблемы. Это и несовершенная законодательная база, и нестабильность развития экономики, и слабая защищенность интеллектуальной собственности, и отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему, и сложности в получении кредитов для создания этого стартового капитала. Сейчас можно купить практически любую франшизу. Однако франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет франчайзи право пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера, открыть собственное франчайзинговое предприятие и получить необходимый стандартный набор услуг, обойдется предпринимателю в несколько десятков тысяч долларов или евро. По условиям договора франчайзи должен будет отдавать компании-франчайзору "роялти" - регулярные обязательные платежи на покрытие расходов франчайзора, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы. А также отчислять часть прибыли в централизованный рекламный фонд. К тому же не каждый франчайзинг выгоден. Многие франчайзоры предлагают франчайзинг на основе зарубежного опыта. Окупаемость такого франчайзинга - 1,5-2 года. Прибыль - на уровне 10-30 процентов годовых. Но самое главное: надо все делать по корпоративным стандартам. Все рассчитано так, что неудобно работать на местах, зато гарантирована прибыль франчайзору. Многие англоязычные имена плохо воспринимаются населением России, особенно в регионах. Знаменитые западные фирмы в России неизвестны. И в итоге дилеры-франчайзи за свой счет продвигают на рынок никому не известную, тяжело запоминаемую марку. Один из примеров: фирма "Subway" распространена в мире больше, чем "Макдональдс". Зато в России "Макдональдс" знают все от мала до велика, а "Subway" только начинает "раскручиваться". Ныне франчайзинг в моде, но чтобы выйти на него, России требуется много времени и средств для отработки системы. Поэтому сейчас появляются предложения псевдофраншизы: "за просто так" предлагают торговую марку и какие-то услуги. Однако во всем мире, включая Россию, вознаграждение - существенное условие франчайзинга. Приобретатели франшиз являются инвесторами. Это активизирует инвестиции, способствует росту предпринимательства, бюджетных отчислений, дает дополнительные рабочие места, возможности в конкуренции, а также возможности приобретения готовых схем и моделей бизнеса. К тому же обучая франчайзи, франчайзор готовит себе конкурента: известны случаи, когда предприниматель, начавший бизнес с франчайзинга, многому учился у своих "наставников" и вскоре открывал собственное дело. |