03.05.2006  Нижегородская область: как найти идеального менеджера

   Тема "Технология передачи управления собственником наемному менеджеру" оказалась актуальной для нижегородского бизнес-сообщества. На деловой обед (power lunch), организованный кадровой компанией "BS Corp." и Центром предпринимательства США-Россия, пришли 38 бизнесменов, сообщает газета «Биржа + Карьера» (Н.Новгород).
   Причины для высвобождения собственника могут быть самые разные, но одна из них очевидна - сложно одновременно заниматься стратегическим и оперативным управлением. После осознания этого начинаются поиски "идеального" менеджера.
   Технологию передачи власти и ответственности собравшиеся изучали на примере "Северсталь-групп". Наемный топ-менеджер, экс-директор по персоналу ОАО "ЗМЗ" Юрий Хрисанов рассказывал о рисках, способах делегирования полномочий и правилах установления взаимоотношений "собственник - наемный менеджер". По мнению Ю.
   Хрисанова, оптимальный срок работы топ-менеджера в компании - пять лет. По образованию металлург и управленец, он большую часть своей жизни занимался кадровой и социальной работой. Сейчас решил круто поменять направление и ушел в маркетинг. В должности заместителя директора фанерно-мебельной фабрики в Череповце занимается сбытом и возглавляет торговый дом.
   Всех менеджеров он условно разделил на три группы: не стремящиеся к власти, стремящиеся к власти и идеальные. Портрет идеального менеджера примерно такой: безукоризненная репутация, аналитические и управленческие способности, умеет применять смешанный стиль управления, то есть отдавать предпочтение тому или иному стилю в зависимости от ситуации, творчески и позитивно настроен, хорошо чувствует людей, лидер, может не быть специалистом в своей отрасли, но должен знать технологическую цепочку, обучаемый.
   Привлекательно, но найти такого вряд ли удастся. Поэтому участников power lunch больше интересовало, какими принципами руководствуется глава "Северсталь-групп" Алексей Мордашов и часто ли он ошибается. "Очень часто Мордашов подбирает людей, исходя из личной симпатии", - признался Хрисанов. Но тем не менее выделил и другие критерии:
   1) профессионализм,
   2) опыт плюс рекомендации,
   3) личная симпатия,
   4) лояльность компании.
   Какие топ-менеджеры востребованы средним и малым бизнесом? По данным компании "BS Corp.", занимающейся head hunting ("охотой за головами") и управленческим консультированием, это:
   постановщики систем; топ-менеджеры с опытом решения задачи повышения прибыльности за счет снижения издержек; топ-менеджеры с опытом подготовки бизнеса к продаже; топ-менеджеры с опытом управления региональным развитием; Start up - менеджеры (способные создать направление с нуля).
   Выпускник университетского радиофака Павел Воробьев-Обухов как раз и есть start up-менеджер. Год и четыре месяца он работает исполнительным директором ЗАО "СТКС-Эван-Нижний Новгород", а до этого возглавлял городецкую строчно-вышивальную фабрику. Его приход на предприятие, торгующее сантехническим оборудованием и трубопроводной арматурой, - типичный пример, когда растущему бизнесу (компания образовалась при слиянии двух - екатеринбургской "СТКС" и нижегородской "Эван") потребовался топ-менеджер, способный создать структуру с нуля.
   По словам Павла Воробьева-Обухова, перед ним ставилась конкретная задача - рост продаж с 25 млн рублей (2004 год) до 140 млн рублей в 2005. В результате удалось выйти на показатели 95 млн по продажам и 15% от общего рынка. За год окупились все затраты на реорганизацию предприятия, при этом вся инфраструктура, включая склады и прочее, создавалась с нуля. Численный рост компании составил от 15 до 85 человек, а кадровые потери - не больше 5%.
   Сам себя Павел называет менеджером, работающим на быстрых проектах. Что касается денежных условий, говорит, что работал за приличный годовой бонус, который и получил, так как результатом собственники остались довольны. Бизнесменов интересовало, что привлекает наемных менеджеров больше, опционы (право покупки акций) или живые деньги? В малом и среднем бизнесе нет смысла в опционах, по мнению Воробьева-Обухова, поэтому разумнее вести речь либо о проценте от прибыли, либо о живых деньгах.