03.05.2006 Нижегородская область: гостиничный бизнес стоит на пороге бума Гостиничный бизнес Нижегородской области на пороге бума, о чем свидетельствуют цифры и факты, а также обозначившаяся тенденция: инвесторы готовы вкладывать в связанные с индустрией гостеприимства проекты очень серьезные деньги, считая, что они себя оправдают, сообщает газета «Биржа». Впрочем, жалобу на то, что гостиниц в городе катастрофически не хватает, можно часто услышать от предпринимателей, чья деятельность связана с необходимостью приема бизнес-гостей. Но, как известно, есть спрос - появится и предложение. Оптимизм по этому вопросу внушал общий вектор размышлений первого бизнес-форума "Наше дело - Отель". Его для практиков нижегородской индустрии гостеприимства организовала компания EVENT MAKE. По оценкам специалистов DISCOVERY Research Group, сейчас в России насчитывается около 4,5 тыс. гостиниц и еще столько же специализированных средств размещения общим объемом примерно на 445 тыс. номеров. Объем российского рынка гостиничных услуг в 2004 г. составил около $12 млрд, из которых $3,2 млрд приходится на столицу. Исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин считает, что за последние пять-семь лет оживляются гостиничные рынки регионов. Наблюдается подъем гостиничного бизнеса в Томской, Волгоградской, Челябинской областях, а также в Калининградском анклаве. Любопытна тенденция: вначале инвесторы обращались к международным управляющим компаниям (к примеру, в Москве у стопроцентно российского владельца работают уже три гостиницы под брэндом "Мерриот-Интернешнл"). Однако со временем россияне поняли - нельзя делать ставку на западные брэнды: деньги уходят на Запад, а инвестиций в российский бизнес от всемирно известных компаний нет. К примеру, сеть отелей "Мерриот-Интернешнл" (по всему миру работает около 2700 гостиниц под их брэндами), не вкладываясь в гостиничный бизнес ни одного из регионов мира, зарабатывает деньги только продажей франшиз и контрактами на управление. Отрадно, что за последние годы появились и отечественные управляющие компании: управляющая компания ACCORD MANAGEMENT GROUP, "Intourist hotel group", "Центральный совет по туризму и отдыху", сеть "Президент-отель" и т. д. Российских компаний, адаптированных к работе в российских условиях, становится все больше. И хотя пока 70% оборота гостиничного рынка страны держится на гостиничном бизнесе Москвы и Санкт-Петербурга, соотношение, по словам г-на Ламшина, меняется. Ведь в Москве за счет сноса символов советской эпохи: гостиниц "Россия", "Интурист", "Москва", "Минск" - номерной фонд сократился, что следом вызвало сокращение потока туристов. А вот Санкт-Петербург сейчас переживает бум строительства малых частных гостиниц на базе старого жилого фонда в центре города. Малый гостиничный бизнес осваивает и прибрежную полосу черноморских Сочи и Геленджика, а также побережья озера Байкал в пригороде Иркутска. Коснулись ли общероссийские тенденции нижегородского региона? В прошлом году рост туризма в области составил 15%. По замечанию министра облправительства Дениса Лабузы, немногие отрасли экономики могут похвастаться такими темпами. По данным министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, в 2005 г. объем гостиничного рынка (включающего в себя все средства размещения: отели, пансионаты, дома отдыха, санатории и т. д.) составил порядка 500 млн рублей. Оборот того же рынка, включая работу турфирм, доходит до 700 млн рублей. Гостиницы области за год приняли около 600 тыс. человек. В область прибыло почти 75 тыс. зарубежных гостей, в гостиницах их было поселено порядка 16 тыс. Сейчас министерство формирует программу развития отрасли на 2007-2011 гг. Готовится закон о туристской деятельности на территории Нижегородской области. Разрабатывается карта специальных рекреационных экономических зон, которым на федеральном уровне будут предоставляться льготы по налогам на имущество и землю. Обсуждается поправка, согласно которой в такие зоны могут входить и частные земли. Разрабатывается маркетинговая кампания по продвижению нижегородского турпродукта на российский и международный рынки. В этом году запланировано размещение информации и в зарубежных СМИ. Что сегодня влияет на развитие гостиничного бизнеса? Создание в 2005 г. единой системы классификации гостиниц и других средств размещения, которая внедрялась под эгидой Федерального агентства РФ, положительный шаг. Эта система дает единые стандарты - несмотря на то, что сегодня работает еще несколько систем сертификации, которые могут присваивать звезды. А пока в Нижегородской области насчитывается всего порядка 70 средств размещения. Из них классификацию прошли четыре нижегородские гостиницы: "Волна" (4*), "Александровский сад" (4*), "Октябрьская" (3*), "Ока" (3*). Но возможно уже в мае своих постояльцев примет расположенный в сосновом бору на берегу Оки (в 45 км от Нижнего) на площади 8 га загородный отель "Чайка". |