02.05.2006  Санкт-Петербург: свободный рекрутер занимает ниши

   Фрилансеры, которые становятся индивидуальными предпринимателями, обычно рискуют не выдержать конкуренции с компаниями, но существуют примеры удачного занятия ниши, пишет газета «Деловой Петербург».
   "Полугода в компании обычно хватает, чтобы оценить ситуацию и понять особенности системы управления персоналом, - делится независимый рекрутинговый агент Юлия Милешкина. - Поэтому за 3 года работы по найму я приобрела опыт, который позволяет зарабатывать самостоятельно и зависеть только от себя". Юлия ушла от работодателя, напечатала себе новые визитки, где были указаны только специализация и мобильный телефон, и начала распространять их по знакомым и коллегам.
   Первые заказы начинающая предпринимательница получала от знакомых, cо временем стала специализироваться на рекрутинговых услугах для компаний с персоналом до 30 человек, работающих главным образом в сегменте b2b и занимающихся сбытом промышленного оборудования.
   "Такие клиенты неинтересны крупным агентствам по подбору персонала, - считает Юлия, - у малого бизнеса время от времени возникают вакансии, которые нужно заполнять". Сейчас в базе предпринимательницы 10 заказчиков, которым она полностью заменяет рекрутинговое агентство. Кроме самого подбора персонала, предпринимательница занимается его обучением и дает консультации по управлению персоналом на основе знаний, полученных на кафедре организационной психологии, и опыта, полученного на предыдущих местах работы.
   Процесс работы свободного рекрутера таков: она получает заказ от фирмы, заключает с ней временный трудовой договор и начинает искать подходящую кандидатуру через Интернет и по знакомым рекрутерам. Когда список кандидатов составлен, Юлия выделяет 2-3 дня для собеседований, которые проводит с соискателями в офисе заказчика, после чего представляет результаты работы клиенту и тот принимает решение.
   Обычно предпринимательница одновременно за месяц ведет два-три проекта, за каждый из которых получает суммы, чуть меньшие, чем получают агентства.
   Время исполнения одного заказа обычно длится от 2 до 6 недель - примерно столько же, сколько и у рекрутинговых фирм. Рекрутинговые фирмы берут за свои услуги несколько больше.
   Рынок рекрутинга в России, и в Петербурге в частности, еще далек от насыщения, поэтому крупные кадровые агентства пока лояльно относятся к работе свободного рекрутера. "Места хватает всем - и крупным рекрутинговым компаниям, и свободным рекрутерам", - считает руководитель отдела рекрутмента компании АНКОР Оксана Почтивая.
   Консультант, который работает сам на себя, может быть вполне успешен.
   Главное для него - правильно понимать типаж клиента, с которым работает.
   Гонорары таких рекрутеров, как правило, в несколько раз меньше сумм, за которые работают рекрутинговые агентства. И зачастую расчет проводится наличными. Такая схема может устраивать определенные, как правило, небольшие компании. У рекрутинговых агентств несколько другая "целевая аудитория" и объемы задач, которые они выполняют. Поэтому если и есть пересечения по заказам, то они практически никак не сказываются на работе всех игроков рынка.
   Чаще всего Юлии Милешкиной приходится подбирать менеджеров по продажам оборудования.
   Несколько раз свободный консультант участвовала в проектах по созданию отделов продаж компаний, где ей приходилось вполне успешно конкурировать с небольшими кадровыми агентствами. Конкуренции по самому подбору персонала предпринимательница не боится благодаря тому, что уже знает особенности кадровой политики всех своих заказчиков, и поэтому считает, что находится в приоритетном положении перед конкурентами.
   Юлия Милешкина, независимый рекрутинговый агент, иногда тратит на свой бизнес несколько дней в месяц и остальное время занимается другими делами, например научной работой.