26.04.2006 Санкт-Петербург: ритейлеры дискриминируют малый бизнес Последние несколько лет в Санкт-Петербурге ознаменовались приходом и развитием крупных сетевых торговых структур. На данный момент в городе работает большое количество операторов сетевой торговли: "Лента", "Патэрсон", "Карусель", "Пятерочка", "О'кей", "Рамстор", "Перекресток", "METRO", "Сезон" и другие. Далеко не все из них уроженцы города на Неве, многие из них имеют московские и даже зарубежные корни. Соответственно обостряется конкуренция за торговые площади и за покупателей. Конкуренция идет не только между "местными" и "неместными" сетевиками - в нее включаются еще и предприятия малого бизнеса, так называемые магазины "у дома" и ларьки. Ситуация с ними обстоит совсем тяжело. Городские и федеральные власти пока не обращают на поддержку малого бизнеса и розничной торговли никакого внимания: все существующие нормативные акты призваны поставить малый бизнес и крупных ритейлеров в совершенно равные условия, ритейлерам даже было обещано приоритетное право на аренду помещений, льготы по уплате земельного налога. Очередной ложкой дегтя для маленьких магазинов стало повышение цен на лицензию на продажу алкогольной продукции, выручка от которой является основной составляющей их прибыли. Также ранее наблюдалась тенденция "дискриминации цен" ритейлерами в отношении предприятий не только малого бизнеса, но и в отношении местных производителей. При КЭРППиТ начала действовать группа специалистов, которая занимается изучением ассортимента сетевых магазинов и ценами, которые они устанавливают, после чего произошло некоторое потепление в отношениях между ритейлерами и местными производителями. Но попасть на полки крупных сетевых магазинов для местных производителей по-прежнему остается делом затратным, да и не всегда возможным. Петербургские экономисты считают, что "ценовая дискриминация" ведет к убийству класса собственников, так как розничная цена в любом сетевике, как правило, ниже, чем оптовая цена для малого бизнеса. А это сказывается негативно на экономике города. Возникает вопрос, сможет ли социальная система города принять столь серьезное число безработных, которое возникнет при закрытии предприятий малого бизнеса? Даже при двойном увеличении торговых площадей ритейлеров, количество вновь возникших безработных "от малого бизнеса" не пропорционально имеющимся рабочим местам. С точки зрения покупателей, наличие дискаунтеров определенно радует большинство из них: приветливые продавцы, огромный ассортимент, низкие цены, качество обслуживания, а в последнее время и "развлекательная" составляющая многих гипермаркетов не может не радовать. Но нужно помнить, что все-таки гипермаркеты ориентированы на общую автомобилизацию, которая характерна больше для Запада, нежели для России. Многие россияне, не имеющие личного автотранспорта, вынуждены посещать маленькие магазины, количество которых уменьшается с каждым днем. |