19.04.2006 Как будут контролировать оборот спирта В середине мая депутаты Госдумы приступят к рассмотрению поправок в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вводящих государственную монополию на оборот спирта. Государство за счет законодательной инициативы хочет выстроить прозрачный и контролируемый рынок. Однако крупные производители, чьи интересы полностью совпадают с государственными, считают, что контроль над рынком надо устанавливать постепенно и рыночными методами, а не административными. В качестве примера негативных поспешных действий участники рынка приводят историю с простоем на предприятиях в начале года из-за отсутствия акцизных марок нового образца, что обернулось миллиардными потерями для бюджета страны. В настоящее время из-за присутствия на алкогольном рынке контрафактной продукции бюджет недополучает около 75 млрд руб. По различным оценкам, доля нелегальной водки достигает от 36% до 50% рынка. Сегодня участниками отрасли предлагается комплекс мер, направленных на обеспечение ясного и прозрачного режима регулирования производства и оборота спирта и борьбы с теневым рынком. В частности, необходимо создать государственный орган, который бы получил исключительное право на регистрацию контрактов на поставки спирта и выдачу уведомлений, разрешающих его отгрузку покупателям. Разрешения будут выдаваться исключительно на основе предоставленных гарантий уплаты акциза. Именно в госорган должна будет поступать информация из ЕГАИС для сопоставления с данными спиртзаводов о поставках и с информацией о суммах уплаченных акцизов. Поскольку эта информация также будет предоставляться в Федеральную налоговую службу, то продажа специальных федеральных марок производителями ЛВИ четко увяжется с выдачей справки об уплате акциза. Эти данные станут поступать и обрабатываться в режиме on-line и предоставляться во все компетентные органы. В таком варианте введение государственной монополии будет затрагивать только расчеты по уплате налогов. Мы уже устали повторять, говорит председатель Союза производителей алкогольной продукции Анатолий Михалев, что необходима монополия на расчеты за спирт, для того чтобы его потребители получали сырье с уже уплаченным акцизом. В этом случае производство нелегальной продукции и различные спиртосодержащие жидкости медицинского или бытового назначения лишатся своего единственного преимущества – цены. Между тем у чиновников существует свое мнение о том, какой должна быть госмонополия. В частности, представители Минсельхоза РФ предлагают вернуть квоты на производство спирта и регистрацию технологического оборудования, установив монополию не на оборот, а, по сути, на производство спирта. По словам участников рынка, квоты на спирт и регистрация техоборудования существовали с середины 90-ых годов. За это время объем реализации нелегальной продукции вырос в два с половиной раза. Более того, зачастую получалось, что легальные предприятия в разгар сезона стояли из-за отсутствия сырья, тогда как заводы, производящие «левак», во всю получали квоты на спирт, наводняя отечественные прилавки низкокачественной продукцией по 40-50 руб. Не меньше вопросов вызывает и другая предлагаемая мера – аккредитация уполномоченным федеральным органом исполнительной власти организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. По мнению членов Союза производителей алкогольной продукции, это может привести к ограничению хозяйственной деятельности участников рынка. Помимо создания регулирующего государственного органа, производители ЛВИ считают необходимым существенно изменить правила взимания акцизов. В качестве прямой меры по борьбе с нелегальным товаром заводы предложили правительству установить индикативные цены на продукцию, которые и будут основой для начисления сборов и налогов. «Установление минимальной цены реализации станет существенным ограничителем возможностей реализации нелегальной продукции. Нужно, чтобы в законе была прописана обязанность правительства по установлению минимальной цены реализации на алкогольные напитки с содержанием этилового спирта от 20%, которая бы учитывала акциз, себестоимость производства, НДС и минимальную рентабельность торгово-производственного предприятия», – считают эксперты СПАП. |