18.04.2006  М.Вышегородцев: фитнес и спорт - перспективная сфера для малого бизнеса

   Спорт и здоровье должны стать модными. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы будет содействовать тем предпринимателям, которые работают и собираются работать в этой сфере. Такое заявление сделал руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев на круглом столе в преддверии открытия выставки «Фитнес-Москва» в пятницу, 14 апреля.
   В своем выступлении глава ДПиРМП сделал главный акцент на новых направлениях, которые будут отражены в Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства г. Москвы на 2007-2009гг. Он отметил, что эта программа должна выполнить две функции: социальную и экономическую. В социальном аспекте "программа должна дать возможность развиваться малому бизнесу как социальному стабилизатору, создающему дополнительные рабочие места, а в экономическом плане - стать катализатором удвоения ВРП к 2009 г.". В реализацию программы заложен показатель вероятного роста количества малых предприятий за три года с 2007 по 2009гг. «Мы рассчитываем, что доля вклада малого предпринимательства в удвоение ВРП будет расти опережающими темпами по сравнению с другими видами бизнеса, поэтому мы хотим эту трехлетнюю программу сделать "программой инициатив". При этом спортивная сфера как направление бизнеса должно стать одним из приоритетных», - подчеркнул министр.
   По его словам, новая программа предусматривает ряд существенных изменений, направленных на более эффективное поддержание предпринимательской инициативы. В первую очередь речь идет о финансовой поддержке. Глава ДПиРМП пояснил, что до недавнего времени она представляла собой выдачу субсидий и субвенций из городского бюджета в размере не более 250 тыс. рублей на один проект. В прошлом году такой поддержкой воспользовались около 300 малых предприятий города. В этом году, сообщил М. Вышегородцев, система финансовой поддержки будет изменена, в планах департамента - вынести в мае на рассмотрение московского правительства проект, предлагающий изменить схему получения малыми предприятиями финансовой поддержки. Согласно проекту, эта поддержка будет оказываться в виде кредитов, предоставляемых банками. По словам министра, в 2004 году сумма выданных банками кредитов МБ составила порядка 40 млрд руб, и эта сумма значительно превышает бюджетные ассигнования, выделяемые городом ежегодно на финансовую поддержку МБ. «У банков, очевидно, больше ресурсов, и поэтому мы предлагаем правительству новую систему, стимулирующую более активное включение банков в систему кредитования МБ», - пояснил министр.
   Департаментом, продолжил он, уже создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, в который может обратиться любое предприятие, не имеющее ликвидного залога. В этом году в него перечислено 0,5 млрд рублей из городского бюджета. "При согласии банка профинансировать проект, частично оплата залога может быть осуществлена из этого фонда, таким образом, такой кредит вполне реален". - заявил министр. По его словам, сумма кредитов МБ в связи с переходом на новую схему поддержки должна существенно увеличиться - с 40 млрд до 60 млрд руб.
   Как отметил М.Вышегородцев, старые схемы прекратят работать уже с июля этого года. "Я хочу, чтобы предприниматели прекратили общаться с чиновниками в префектурах и начали общаться с банкирами. Предприниматели должны понимать: деньги есть только в банках. А город выстраивает равный доступ предпринимателей к финансовым ресурсам. Поддержка отдельным представителям МБ - «своим в префектурах» - с июля прекратится. Все будут работать с банками по принципу "не дали кредит в одном - идите в другой", - пояснил он.
   По каждому конкретному проекту, по словам министра, банки, работающие с фондом, могут принять возможные пять решений. Первое - отказать, второе - выдать кредит, третье – выдать кредит и обратиться в фонд за компенсацией ставки банковского кредита, которую город на три четверти готов компенсировать. Четвертый вариант – обращение в фонд кредитования за дофинансированием залога. Пятый - банк, рассматривая заявку, приходит к выводу - «она не тянет на кредит, но достойна получения субвенции». В последнем случае банк ставит вопрос о получении предпринимателем субвенции перед ДПиРМП.
   «Предприниматели должны обращаться не к системе поддержки и развития МБ, а к банкам. Структуры поддержки предпринимательства не должны и не могут быть конкурентами банкам. Мы не конкуренты, у нас столько денег нет», - подчеркнул министр.
   Каждый предприниматель, считает он, должен быть готов к тому, что банк может отказать в выдаче кредита, особенно если это не бизнес-проект, а только идея.
   Впрочем, по его словам, прежняя схема финансирования в виде выдачи субвенций и субсидий будет сохранена в текущем году, но коснется только стартующих предприятий. По программе «старт–ап», рассматривая заявки, банки могут принимать решение, что город должен профинансировать начинающий бизнес.
   Касаясь вопроса имущественной поддержки МБ, М. Вышегородцев сообщил, что проблему нехватки площадей для МБ должна решить программа соинвестирования строительства бизнес-центров. Он напомнил, что город на реализацию этого проекта выделяет земельные участки, разрабатывает проектно-сметную документацию, а предприниматели получают возможность по себестоимости строить помещения площадью не более 500 кв. метров на одно МП. По словам министра, бизнес-центры будут создаваться по отдельным направлениям деятельности, исключая торговлю, таким как промышленность, медицина и т.д. По словам М. Вышегородцева, вполне возможно создание коммерческого досугового или спортивного бизнес-центра или центра бытового обслуживания. Он также выразил надежду, что в подобных центрах будут активно развиваться фитнес-услуги, и призвал предпринимателей, работающих в этой сфере, активнее принимать участие в соинвестировании строительства бизнес-центров.
   По его словам, для создания семейного фитнес-центра вполне достаточно 500 кв. метров - "в противном случае это уже не малый бизнес". При этом тиражирование отдельного вида бизнеса в нескольких бизнес-центрах будет только приветствоваться. «Фитнес-услуги, например, можно предоставлять в разных районах г. Москвы. Главное, чтобы у предпринимателей хватило денег», - пояснил М. Вышегородцев.
   Он также сообщил предпринимателям о намечающихся положительных сдвигах в вопросе стоимости наружной рекламы для МП г. Москвы. Кроме того, напомнил он предпринимателям, представители МБ могут обращаться с просьбой о предоставлении бесплатной рекламы в НДП «Альянс Медиа» или Пресс-центр малого и среднего бизнеса г. Москвы.
   «Не уверен, что сможем провести крупномасштабную рекламную кампанию для МП, но рекламную поддержку предприятиям мы готовы оказать, - подчеркнул М. Вышегородцев. - Нужно больше встречаться, обсуждать эту проблему, и тогда сообща, я думаю, мы обязательно выстроим систему взаимоотношений».