13.04.2006  Лицензирование факторинга будет отменено

   Развитие рынка факторинга в РФ если не тормозится, то замедляется в силу того, что существует правовая коллизия в российском законодательстве: неясно, должна или нет лицензироваться эта деятельность. Решению этой правовой проблемы должно служить принятие разработанного Минэкономразвития РФ закона об отмене лицензирования факторинга. О сложившейся ситуации вокруг этого документа в четверг, 13 апреля, рассказала главный специалист департамент корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ Ольга Грицай. Она выступила в ходе конференции «Факторинг 2006: доступное финансирование – растущему бизнесу», которая состоялась в «Марриотт Гранд отеле».
   По ее словам, на сегодняшний день существует правовая коллизия в российском законодательстве, регулирующем факторинговую деятельность, которая заключается в несоответствии друг другу двух нормативно-правовых актов: ст.825 Гражданского кодекса и закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Так, в соответствии со ст.825 ГК РФ договоры факторинга могут заключать банки и иные кредитные и некоммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление этого вида деятельности. Наравне со ст.825 ГК РФ действует ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ», в котором прописано, что до момента установления специальных требований по лицензированию деятельность должна осуществляться на основе действующего порядка. В настоящий момент действующий порядок подразумевает отсутствие лицензирования факторинговой деятельности. Более того, закон о лицензировании предусматривает, что все нормативно-правовые акты РФ должны приводиться в соответствие с ним, следовательно, ГК должен быть приведен в соответствие с законом о лицензировании, и норма о лицензировании должна быть отменена, заявила О.Грицай.
   Кроме того, она сообщила также и о ряде других проблем в данной сфере. Даже если допустить, что факторинговая деятельность должна лицензироваться, в России получить данную лицензию все равно не представляется возможным, так как нет органа, который бы ее выдавал. Ранее, рассказала О.Грицай, предпринимались попытки закрепить функцию по лицензированию факторинга за Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству: в 2000 году вышло постановление Правительства РФ о лицензировании, где эта функция была возложена на данную службу. Однако служба не выдала ни одной лицензии, в 2002 году постановление утратило силу, и «вопрос лицензирования повис в воздухе».
   В итоге, по словам О.Грицай, МЭРТ было принято решение привести в соответствие ГК РФ и закон о лицензировании и отменить лицензирование факторинга. Она также перечислила экономические причины отмены лицензирования этого вида деятельности. Так, рынок факторинга в РФ динамичный, перспективный и хорошо развивающийся. За последние пять он вырос более чем в 30 раз. Норма о лицензировании затрудняет выход на этот рынок новых игроков, следовательно, это ограничение необходимо снять. Кроме того, будущее этого рынка – за небанковским специализированным факторингом. О.Грицай отметила, что такой факторинг гораздо лучше, чем банковский, так как в банке эта услуга конкурирует с банковскими кредитами, и последние в глазах банкира более привлекательны. В то же время специализированные факторинговые компании не только предоставляют финансирование, но и обеспечивают ряд дополнительных услуг, таких как страхование рисков, информационное обслуживание, ведение бухгалтерского учета и проч. На специализированные компании факторинга в РФ сегодня приходится более 50% рынка факторинга, и необходимо создать условия для их нормального функционирования. Также, по словам О.Грицай, сегодня проведено большое число судебных разбирательств в связи с отсутствием у факторинговых организаций лицензий, и суды в этом отношении принимали противоположные решения. Отмена лицензирования факторинговой деятельности снимет все эти проблемы и будет способствовать развитию данного рынка в России, подчеркнула О.Грицай.
   По ее словам, на сегодняшний день в РФ доля факторинговых операций по отношению к ВВП составляет 0,5%, при принятии закона планируется к концу 2008 года достичь величины этого показателя в 3%.
   О.Грицай также сообщила об основных прогнозируемых тенденциях развития российского рынка факторинга на ближайшие 3-5 лет после принятия данного закона. Так, предполагается рост объема предоставляемых факторинговых услуг на 100% ежегодно. Планируется, что банки будут выделять обособленные структуры, специализирующиеся только на факторинговой деятельности.
   Рассказывая о судьбе законопроекта, О.Грицай отметила, что он был одобрен в январе текущего года Правительством РФ и в пятницу, 14 апреля, будет рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы.
   Принятие данного закона не только устранит пробел в российском законодательстве, но и будет способствовать появлению новых игроков на российском рынке факторинга, будет способствовать развитию этого вида деятельности и экономики страны в целом, резюмировала О.Грицай.