13.04.2006  Орловская область: производители продовольствия выживут, если обеспечат сбыт

   За первые два месяца года производство пищевых продуктов в области сократилось на 12%. А «испортил» статистику главным образом алкоголь. По данным Орелстата, объем производства алкогольной продукции в Орловской области за январь - февраль нынешнего года составил 57% к уровню двух месяцев прошлого года. Между тем за два первых месяца 2005 года в этой отрасли наблюдался 15-процентный рост объемов к уровню 2004 года. Принимая закон о госрегулировании оборота алкогольной продукции, депутаты, безусловно, хотели как лучше: поставить заслон нелегальным производителям алкоголя, сделать отрасль прозрачной, увеличить ее налоговые платежи. Но «сырой» механизм реализации закона пока приводит к обратным результатам - отечественную продукцию на полках магазинов замещает импорт. При этом производители контрафакта чувствуют себя вполне комфортно, а местные бюджеты не добирают акцизы.
   Как сообщает деловой еженедельник «Просторы России», производство мяса за первые два месяца года в области снизилось и составило 85% к уровню прошлого года. Общее сокращение мясопереработки, по мнению специалистов управления сельского хозяйства области, стало результатом остановки Мценского и Верховского мясокомбинатов, не имевших собственной сырьевой базы. На 43% к уровню прошлого года снизил объемы производства Змиевский мясоперерабатывающий комбинат.
   Между тем производство колбас в области выросло на 49% (по России - на 9%), мясных консервов - на 38%. ЗАО «Агро-Велес» на 36% увеличило объем производства колбасных изделий, ТПК «Нива-супермаркет» - в три раза к уровню прошлого года (как считают специалисты, во многом благодаря сотрудничеству с ОАО «Объединенная корпорация»). На уровне прошлого года сохранило производство ОАО «Ливенское мясо».
   Главным преимуществом этих небольших производителей стало наличие собственного сырья - поголовья свиней и крупного рогатого скота, что позволяет компаниям не зависеть от рынка сырья. То же преимущество - у колбасного цеха ЗАО «Маслово»: его мощность рассчитана на выпуск трех тонн продукции в сутки, сейчас он уже производит 2,5 тонны. Колбасный цех агрофирмы «Мценская» тоже наращивает объемы и выпускает сегодня до тонны колбасных изделий в смену - это половина запланированной мощности.
   Дальнейшие перспективы развития мясопереработки связаны с деятельностью в области такого инвестора, как ЗАО «АМС-Агро». В его состав входит торговый дом «Орловский бекон». Пока компания завозит в Орел колбасную продукцию из своих подразделений в других регионах. Но на базе бывшей Орловской макаронной фабрики уже подготовлена площадка, где к сентябрю планируется установить импортное оборудование и освоить производство около 120 наименований колбасных изделий из орловского сырья (компания имеет свинокомплекс в Свердловском районе). Мощность нового производства составит пять тонн колбас в сутки, здесь откроется 80 новых рабочих мест. Общая стоимость проекта оценивается в 120 млн рублей.
   В производстве цельномолочной продукции в последние два года область удерживает стабильные позиции. И за январь - февраль объемы здесь остались на уровне прошлого года (99,9%). А вот выпуск сыров уменьшился на 9%. Один из основных производителей этой продукции - ОАО «Сыродельный завод «Ливенский» - более чем на 40% сократил объемы производства к уровню прошлого года. По мнению специалистов, это результат агрессивной маркетинговой политики его конкурента - Орловского молочного комбината, который создал свою оптовую сеть во Мценске и Ливнах, сумев потеснить ливенцев на их собственном рынке.
   Сегодня ОАО «Молочный комбинат «Орловский» - ведущий игрок на региональном рынке молочной продукции. За два месяца он увеличил производство цельномолочной продукции на 19% к уровню прошлого года. «Орловский» - один из десяти молочных комбинатов, принадлежащих российской компании «Юнимилк», оборот которой в прошлом году, по данным самой компании, превысил 15 млрд рублей. Одно из стратегических направлений компании, на которое она не жалеет средств, - обеспечение своих комбинатов сырьем. На молкомбинате «Орловский», например, в рамках инвестиционной программы «Частное молоко» в течение 2005 - 2008 годов намечено затратить на эти цели 750 млн рублей.
   В 2005 году производство сахара в области выросло на 37% к уровню 2004 года. В январе - феврале орловские заводы сахар не производили, поскольку сахар-сырец не перерабатывают: владельцы заводов нацелены на работу с местными сельхозпредприятиями - производителями сахарной свеклы. Недавно губернатором области подписано соглашение с ОАО «Продимекс-Холдинг», собственником 17 сахарных заводов, включая ООО «Ливнысахар». Компания планирует в течение 2006 - 2008 годов увеличить мощности этого предприятия с нынешних 1,5 тыс. тонн до 3000 тонн переработки сахарной свеклы в сутки, установить дополнительно современное оборудование, а также расширить посевы свеклы в Ливенском районе до 11 тыс. га. На эти цели планируется привлечь 13 млн долларов. Другая компания, «Разгуляй-Укррос», которой принадлежит Отрадинский сахарный комбинат, создает на базе шестнадцати орловских хозяйств сельхозпредприятие, которое будет заниматься производством сахарной свеклы для комбината.
   Более чем в три раза к уровню прошлого года увеличил производство Орловский завод растительных масел. В прошлом году владелец завода - компания «Аксима» - вложил серьезные средства в совершенствование технологических процессов на предприятии: была проведена модернизация очистительного отделения, приобретены площади для новых цехов.
   Эксперты считают, что главная причина замедления роста отечественных пищевых предприятий - постепенное насыщение рынка. Особое значение для производителей приобретают взаимоотношения с торговыми сетями, совершенствование системы поставок продукции, создание и продвижение собственных брэндов (торговых марок). И те предприятия, где владельцы и менеджмент действуют с учетом особенностей текущего «момента», становятся лидерами в своих сегментах рынка, как ОАО «Комбинат молочный «Орловский» или ТПК «Нива-супермаркет».
   Уникальным опытом работы с крупной торговой сетью обладает ООО «Ливенская кондитерская фабрика». Она полтора года «пробивалась» в гипермаркет французской сети «Ашан» в Москве. Эксперты сети нагрянули на фабрику неожиданно и проверили все - от сырья и техпроцессов до готового продукта. Ливенцы экзамен выдержали. Сотрудничество с «Ашаном» позволило значительно увеличить объемы производства и иметь гарантированный рынок сбыта (хотя на фабрике не скрывают, что условия этого сотрудничества очень жесткие).