07.04.2006 Вопрос создания портовых ОЭЗ «необходимо было решать вчера» Сенаторы СФ РФ обсудили проблемы создания портовых ОЭЗ. 5 апреля этому вопросу уделили внимание на заседании круглого стола на тему «О законодательном обеспечении создания в РФ международных портовых особых экономических зон». В дискуссии приняли участие сенаторы и представители заинтересованных министерств и ведомств. Примечательно, что в раздаточных материалах, подготовленных к заседанию, участники заседания могли ознакомиться не только со справкой о состоянии российского законодательства в вопросах регулирования деятельности российских портов, но получить информацию о свободных экономических зонах (СЭЗ) в Республике Гана. Законн о создании СЭЗ в Гане был принят в 1995 году, и первоначально такие зоны были открыты в международных морских и авиационных портах. Закон предоставляет инвесторам право в СЭЗ приобретать собственность, а физическим и юридическим лицам - право основывать предприятия по производству товаров и услуг на экспорт и для внутреннего потребления, осовбождает их от уплаты налогов на 10 лет, по прошествии этого срока гарантирует максимальный размер налога не выше 8%; освобождает товары, передвигающиеся в пределах зоны и между странами, от прямых и косвенных налогов и сборов. Кроме того, закон разрешает инвесторам открывать валютные счета и гарантирует беспрепятственный вывоз прибыли. Вся регистрация предприятия в СЭЗ занимает 2 мес. Но как сообщил главный докладчик на совещании, зам. руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Дмитрий Некрасов, отечественные транспортные технологии не отвечают требованиям рынка. Специализация и оснащенность российских торговых портов не соответствует объему российских грузопотоков. По его словам, главный посыл для создания ОЭЗ подобного типа в том, что темпы роста экономики РФ напрямую зависят от степени развитости отечественной транспортной инфраструктуры, в том числе портовой. Представитель ФА по управлению ОЭЗ сообщил, что ориентировочно законопроект будет внесен на рассмотрение в ГД РФ течение апреля текущего года, а окончательно принят в первом полугодии 2006 года. Д. Некрасов кратко изложил основные положения законопроекта: срок деятельности портовой ОЭЗ увеличен в отличие от других видов зон до 49 лет; для резидентов портовых ОЭЗ минимальный объем инвестиций на создание нового порта составляет не менее 100 млн евро, при создании нового терминала аэропорта - 50 млн евро, при реконструкции действующего порта и аэропор - та не менее 3 млн евро. На территории ОЭЗ предлагается ввести режим свободной таможенной портовой зоны. Для резидентов портовых ОЭЗ предлагается установить налоговые льготы, аналогичные тем, которые предоставляются резидентам производственно-промышленных зон. Законопроект рассчитан не только на привлечение отечественных и иностранных инвестиций к развитию отечественных портов, но и на стимулирование развития портовых услуг, конкурентоспособных зарубежным. При этом, по словам чиновника, подготовка дорожных коммуникаций и инфраструктуры лежит на федеральном бюджете. В целом на развитие только портовых зон планируется выделить в 2007 году порядка 4 млрд руб. Неизвестно, насколько участников дискуссии вдохновил прогрессивный опыт Ганы, но все они единодушно признали, что вопрос создания портовых ОЭЗ «необходимо было решать вчера», и без увеличения финансирования государством инфраструктурных объектов создание в России портов международного уровня невозможно. Участники совещания напомнили выступающему про известную российскую беду №2 – плохие дороги. И для решения проблемы бездорожья в свете создания портовых ОЭЗ потребовали увеличить сумму финансирования до 28 млрд руб. В противном случае, по их мнению, закон не будет работать. Комментируя ИА «Альянс Медиа» данные замечания, Д. Некрасов одобрил увеличение средств из федерального бюджета на освоение инфраструктуры портовых ОЭЗ. По его мнению, прежде чем решать финансовые вопросы, необходимо как следует отработать технологию создания ОЭЗ. «Но если средства в таком объеме будут выделены, значит отработаем технологию быстрей…», - заверил он. По поводу того, насколько актуально для малого бизнеса участие в качестве резидентов портовых ОЭЗ, Д. Некрасов ответил, что этот вопрос нашел отражение в законопроекте. «При создании ОЭЗ могут быть два вида резидентов. Есть якорный инвестор, который вносит основной капитал при создании или реконструкции порта, но есть и другой уровень резидентов, которые могут вкладывать инвестиции в различные виды портовой деятельности. Это нормальная практика. Другой вопрос - объем инвестиций. В портовых ОЭЗ это может быть оператор по организации складского хозяйства или погрузочно-разгрузочных работ, но организация такого бизнеса на порядок выше, чем, скажем, открытие киоска «Роспечать»», - пояснил Д. Некрасов. Он также отметил, что тема, каким образом может реализовать себя в ОЭЗ неосновной резидент - актуальная. «Когда предлагаешь набор преференций, то нужно представлять адресата этого закона и потребителя этих преференций», - уточнил чиновник. |