07.04.2006  "Американцев" в России больше, чем "европейцев"

   Самыми востребованными форматами у россиян в прошлом году оказались дискаунтеры: рост продаж "Ашана" и "Эльдорадо" обгоняет конкурентов в несколько раз. Некоторые эксперты считают это признаком того, что в России сложился американский стиль потребления, характеризующийся ориентацией покупателей исключительно на низкие цены. Однако сами ритейлеры настаивают на том, что Россия - страна европейская и покупатели в ней - тоже, а значит, критериями покупки должны быть качество и выбор продуктов в магазине и уровень подготовки его персонала. Просто на европейские привычки у россиян пока не хватает денег, говорят они.
   Дискуссии о том, к кому - американцам или европейцам - ближе потребительское поведение россиян, ведутся давно.
   В последнее время, правда, наблюдатели шутят, что Москва выбрала третий вариант "консьюмеризма", близкий к Арабским Эмиратам. Российская столица стала местом притяжения практически всех европейских операторов сегмента gourmet shop (здесь уже работают сети Hediard и Fauchon, о планах открыть гастрономические бутики также объявили французская Petrossian, австрийская Julius Meinl и итальянская Peck). Тем не менее для крупных ритейлеров вопрос, какой формат магазинов будет более востребованным: дискаунты, как в США, или супермаркеты, делающие упор на продажи свежих продуктов и высокий уровень обслуживания, как в Европе,- остается открытым. Поэтому многие столичные ритейлеры ("Пятерочка", "Седьмой континент", "Перекресток", "Виктория" и др.) пробуют силы сразу в нескольких форматах.
   В прошлом году самую большую динамику показали дискаунты. По оценкам экспертов, "Эльдорадо" прибавило около 130% (оборот в 2005 году составил приблизительно $3,4 млрд), тогда как его конкурент "М.Видео" - только 25% ($1,2 млрд).