05.04.2006  МЭРТ планирует регулировать розничный рынок в интересах МБ

   Проблемы законодательного регулирования розничной торговли, направленного на соблюдение интересов как потребителей, так и продавцов, стали главной темой обсуждения первого дня работы IV Международной конференции «Предприниматель и потребитель – шаги навстречу», которая проходит в Москве 4-5 апреля. Организаторы мероприятия - Ассоциация прямых продаж России (АПР), Министерство экономического развития и торговли РФ и Международная конфедерация общества потребителей (КонфОП).
   Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин сообщил, что на долю Москвы в прошлом году приходилось 22% всех розничных продаж. При этом наблюдается тенденция снижения доли Москвы в розничном товарообороте, что связано с более быстрым ростом продаж в регионах по сравнению с Москвой. По его словам, последние 3-4 года Россия является одной из самых привлекательных стран для розничных продаж. По его данным, в общем объеме розничного товарооборота совокупный товарооборот от прямых и дистанционных продаж составляет не более 2-3% всего товарооборота. Впрочем, в этом секторе есть проблемы со статистикой. Так, данные по товарообороту в Интернет за 2005 год колеблются от $600 млн до $2,5 млрд. При этом оценка аналитиков и ассоциаций отличается в разы.
   Руководитель отдела департамента госрегулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ Наталья Ларионова назвала сферу розничной торговли самой «незарегулированной» частью российской экономики. При этом, по ее словам, в розничной торговле самыми неурегулированными областями остаются дистанционная торговля и торговля по образцам или так называемые прямые продажи. Представитель МЭРТ сообщила о необходимости решать вопросы совершенствования правовой базы в этой сфере в тесном сотрудничестве с АПР и другими заинтересованными представителями бизнес-сообщества. Н. Ларионова рассказала о законодательных инициативах МЭРТ, касающихся регулирования нестационарной торговли. В частности, по ее словам, планируется принять два правительственных постановления, касающихся установления правил дистанционной торговли и торговли по образцам. По ее словам необходимо максимально унифицировать общие требования, предъявляемые как к товару, так и к информации о нем и самом продавце. При этом необходимо разделять информацию, которую представляет продавец на презентации товара, от информации, которая должна быть предоставлена по запросу потребителя. «В постановлении мы попытались минимизировать те данные, которые обязан представлять агент, когда он презентует продажу. При этом он обязан гарантировать, что любую информацию покупатель может получить в офисе компании, данные о котором агент обязан предоставить», - пояснила Н. Ларионова.
   Что касается дистанционной торговли, то в МЭРТ считают необходимым продумать перечень запрещенных в дистанционной торговле товаров. Как пояснила представитель министерства, речь идет об ограничениях некоторых видов продуктов и лекарств. Кроме того, необходимо обратить внимание на проблему замены товара, не соответствующего каталогу. Компромиссное решение этого сложного вопроса на законодательном уровне должно быть найдено с учетом интересов двух сторон - потребителя и продавца, фактически оплатившего выбранный покупателем товар. Помимо этого, по ее словам, необходимо решить проблему нарушения сроков доставки товара.
   В общем и целом необходимо перенять и трансформировать правила европейских стран для этих видов торговли к российским условиям, считает Н. Ларионова. И главное - ограничить возможность доступа к информации о покупателях, что делается в целях недопущения к личным данным покупателя недобросовестных участников рынка.
   Н. Ларионова сообщила, что в нестационарной торговле сегодня работает 2 млн 300 тыс. индивидуальных предпринимателей. И поскольку соблюдение интересов малого бизнеса находится в компетенции МЭРТ, то особое внимание, по словам представителя министерства, «необходимо уделять вопросам защиты индивидуальных предпринимателей». Речь идет о таких проблемах, как налогообложение по упрощенной схеме, вопросах пенсионного обеспечения и получения пособий на детей. «Все эти вопросы решены в интересах наемных работников, но не индивидуальных предпринимателей», - отметила Н. Ларионова.
   Реально помочь индивидуальным предпринимателям, по ее мнению, может решение проблемы статистики по малому бизнесу. МЭРТ ведет работу с Росстатом по этому вопросу. «Поскольку ни одна торговая ассоциация не предоставляет сведений о количестве работающих предпринимателей, мы вынуждены опираться на введение обязательной статистической отчетности. В массе своей это вызовет негативную реакцию, но это единственная возможность получить для министерства реальный статистический обзор этого сектора экономики, в том числе данные по индивидуальным предпринимателям, работающим в дистанционной торговле», - заверила Н. Ларионова.
   Исполнительный директор Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Михаил Яненко в интервью ИА «Альянс Медиа» высказал ряд замечаний по законодательным инициативам МЭРТ, направленных на решение проблем дистанционной торговли. По его мнению, решение о сохранении конфиденциальности данных «надуманное». «Ни одна компания не станет разглашать персональные данные своих потребителей. Клиентская база - это достояние компании. Поэтому на развалах вы не купите диски с базой данных фирмы, занимающейся дистанционной торговлей», - пояснил он. Другая проблема, по его мнению, возникнет с введением МЭРТ ограничений на продажу товаров дистанционным способом. Прежде всего, по мнению М. Яненко, это ущемляет интересы основных потребителей дистанционного рынка – жителей малых населенных пунктов с численностью до 50 тыс. «У них нет выбора на месте. Поэтому нельзя ограничивать их в выборе товара».
   М. Яненко считает, что специфика дистанционной торговли по каталогам не способствует вовлечению в нее индивидуальных предпринимателей. Но такие виды торговли, как телемагазины и интернет-магазины, – перспективный бизнес для предпринимателей. При грамотном ведении бизнеса индивидуальный предприниматель со временем может стать хозяином солидной компании. «Если ларечник зависит от "проходимости" торговой точки, то в Интернете все равны. Проблема в том, чтобы потребитель нашел именно его магазин в Интернете. Но это зависит от самого предпринимателя: от дизайна сайта и т.п. Серьезный подход неминуемо приведет к росту бизнеса. Дистанционная торговля уникальна, она позволяет начать одиночный бизнес без большого вложения средств», - убежден директор НАДТ.