04.04.2006  Владивосток: торговые компании осваивают вендинг

   Компаниям нужно экспериментировать со сбытом. Особый потенциал есть у торговых автоматов: ведь они способны продать потребителю практически все. Однако во Владивостоке в ближайшее время вряд ли произойдет бум вендинга, сообщает газета «Конкурент» (Владивосток).
   Спектр товаров, которые можно продавать через автоматы, практически не ограничен. Это может быть любой штучный товар, единственное требование к которому - "помещаемость" в заданный автоматом размер упаковки.
   Родоначальником этой разновидности sales-бизнеса является Япония: на данный момент в этой стране рассчитано, что на 100 жителей должен приходиться 1 автомат, на самом деле их там гораздо больше.
   Во Владивостоке торговлей через автоматы занимается не больше трех компаний, в резерве у каждой из них около 100 машин. Зарабатывают копеечку и ЧП, эксплуатируя пару-тройку автоматов и расценивая данный бизнес как дополнительный заработок. Перечень товаров, которые можно купить в автоматах столицы Приморья, небольшой: жевательная резинка, попкорн, горячие и холодные напитки, растворимый кофе. Наиболее бурно развиваются автоматы по приему платежей связи: карт экспресс-оплаты мобильных телефонов и интернета.
   Если брать пример с Японии, то на 6500 жителей Владивостока должно приходиться 650 торговых автоматов. Место на рынке есть, что же нужно, чтобы войти в этот бизнес?
   Вячеслав Романов, генеральный директор компании "Форлэнд-ДВ" (продажа и эксплуатация торговых автоматов), отмечает: чтобы начать заниматься вендингом, больших капиталовложений не требуется. Средняя стоимость "бэушного" автомата корейского производства - около $3 тыс., новый, купленный у московских поставщиков, обойдется в $3500 - 4000. Цена зависит как от страны-производителя (европейские дороже корейских и китайских), так и от функциональности (какой товар и сколько позиций ассортимента может продавать машина). Следующий шаг - поиск места для установки и переговоры с его владельцем. Результат может быть различным: некоторые категорически против того, чтобы на их территории устанавливали автомат, другие берут арендную плату, третьи готовы установить оборудование безвозмездно.
   Аренда зависит от площади, занимаемой автоматом; для стандартного "кофе - чай" это от 1500 до 3000 руб. в месяц.
   Выбор места для автомата - своеобразная рулетка. Андрей Новиков, генеральный директор компании "Торговые автоматы" (эксплуатация оборудования), отметил, что очень трудно угадать, будет ли автомат, расположенный именно в этом месте, приносить прибыль. Ориентироваться стоит на два фактора: продолжительность времени, в течение которого люди находятся в близости от автомата, и общая проходимость данного помещения. Первое даже более важно: мимо машины может пройти сто человек, но совершить покупку - один или два.
   Тогда как в офисе, больнице или административном здании меньше людей, но они находятся там подолгу, часто стоят в очередях, и гарантия того, что человек выпьет чашку, и скорее всего не одну, гораздо выше. По опыту скажу, что в некоторых казалось бы выгодных местах торговля не идет. А там, где при установке возникали сомнения, прибыль растет. В любом случае необходимо некоторое время, чтобы покупатели привыкли к автомату.
   Как скоро окупятся вложения, зависит опять же от расположения автомата, но в среднем одна машина начнет приносить чистую прибыль через год-полтора.
   Все зависит от спроса, но стоит рассчитывать, что половина выручки будет уходить на аренду и обслуживание.
   На сегодняшний день четко прорисовывается перспектива торговых автоматов, посредством которых можно производить различные платежи: от оплаты связи до оплаты коммунальных услуг. "В ближайшее время произойдет буквально взрыв спроса на такой формат торговли, и сейчас наша компания делает основную ставку именно на это направление. Уже обновлен практически весь парк нашей техники, скоро автоматы, способные принимать электронные платежи, появятся в торговых точках города", - сказал Андрей Новиков.
   Между тем вендинг предполагает продажу множества продуктов, от пищевых - снэков, йогуртов, шоколада - до косметики и парфюмерии. Во Владивостоке таких автоматов пока нет, но будущее в столице Приморья у них, несомненно, есть. Малая представленность таких автоматов обусловлена двумя проблемами. Во-первых, население Владивостока еще не воспринимает автоматы как должное, не все знают, что это такое и как ими пользоваться.
   Кроме того, сами предприниматели мало знают о таком бизнесе: как его начинать, каковы перспективы. Но вендинг - весьма интересный и прибыльный бизнес, и его стоит развивать.
   Для того чтобы данный бизнес стал более распространен, необходимо несколько условий. Первое - возможность расставлять торговые автоматы на улице.
   Второе условие - желание коммерсантов серьезно заниматься данным бизнесом.
   Если начинать развитие какого-то направления, например продавать через автоматы косметику, закупать стоит не менее 30 единиц техники. Владея одним-двумя, учитывая аренду и обслуживание, трудно сохранить рентабельность бизнеса. В Японии у одной компании настолько много автоматов, что если в день в каждый положат доллар, фирма остается в прибыли. Нам до этого еще далеко, думаю, пик развития вендинга в Приморье наступит лет через пять. И только если станет возможным без ущерба для оборудования расставлять его на улице, считает Андрей Новиков.