27.03.2006  Нижний Новгород: франчайзинг - это эффективный способ развития своего дела

   В Нижнем Новгороде состоялась международная выставка-конференция "Франчайзинг: перспективы нижегородского бизнеса". Ее основной целью организаторы посчитали привлечение в центр Приволжского федерального округа ведущих российских и международных брендов, предоставление предпринимателям и инвесторам возможности ознакомиться с их предложениями по предоставлению франшизы, сообщает «Нижегородская правда».
   В выставке-конференции приняли участие свыше 500 представителей малого и среднего бизнеса Нижегородской и Кировской областей, Чувашии, Марий Эл, других регионов ПФО.
   Франчайзинг - это эффективнейший способ развития своего дела, считает министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Денис Лабуза. Он основан на идеях построения многочисленной сети франчайзи и хорошо отработанных технологиях территориального развития.
   Франчайзер передает франчайзи готовую "нишу" рынка, свою торговую марку, обеспечивает всесторонней помощью.
   Идея работы по-новому замешана на противоречивом единстве зависимости и в то же время независимости партнеров друг от друга. Зависимость обусловлена единством системы конкретного франчайзера, что всесторонне отражается в контракте между ним и его "нижестоящими" партнерами. Независимость же обусловлена тем, что франчайзи является "суверенным" предпринимателем, как правило, юридическим лицом, административно не подчиняющимся франчайзеру. Многолетняя история этого бизнес-направления убедительно засвидетельствовала высокую эффективность таких взаимоотношений.
   Может возникнуть вопрос: зачем опытному и успешному предпринимателю франчайзинг?
   Его преимущества очевидны: развитие цепи франшизных предприятий позволяет расширять не корпоративную сеть, а франшизную и значительно экономить капитал и трудовые ресурсы. Кроме того, риск, сопутствующий каждому коммерческому начинанию, для франчайзера значительно сокращается, так как его собственный капитал участвует в расширении дела минимально. Он не занимается будничными проблемами менеджмента, благодаря же использованию чужих финансовых и управленческих ресурсов развитие дела идет быстрее по сравнению с другими системами.
   Чтобы начать работать по новой схеме, необходимо иметь начальный капитал, величина которого варьируется в зависимости от масштаба и концепции торговой точки, поясняет министр. Иногда необходимая сумма для инвестирования весьма велика. Это можно отнести к недостаткам системы, поскольку к сумме инвестирования необходимо прибавить сумму первоначального взноса. Кроме того, существует категория людей, которым заниматься франчайзингом противопоказано в силу их чрезмерной самостоятельности. Они болезненно воспринимают контроль над их деятельностью и требования, советы и указания своего старшего партнера, которые предусмотрены договором. Однако для тех, кто может разумно построить свои отношения с франчайзером, некоторая потеря свободы в свободном предпринимательстве не является серьезным недостатком.
   Для российского малого предпринимательства характерна диверсифицированность деятельности. Зачастую бизнесмен занимается сразу несколькими делами. Так, путем естественного отбора и возникает специализация малых предприятий. Франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок.
   «Что самое неприятное в новом бизнесе? - задается вопросом Денис Лабуза. - Риск прогореть на начальном этапе. Однако, у того, кто работает под известной торговой маркой, такая вероятность во многом уменьшается. Именно поэтому на Западе так популярен франчайзинг, его привлекательность растет и в России, и в нашем регионе».
   Так, сегодня в Нижегородской области представлены франшизы практически всех сегментов. Успехи достигнуты продавцами одежды и обуви, бытовой техники, электроники, туристических услуг, бухгалтерских программ. Наиболее развит франчайзинг в сфере продуктовых торговых объектов, а также автоуслуг и автомагазинов. Популярны франшизы подарков, косметики и бижутерии. Есть успешные примеры местных компаний, выбравших франчайзинг в качестве стратегического пути развития. В настоящее время у нас в области успешно работают 9 местных компаний.
   Самому успешному нижегородскому бизнесмену, работающему по-новому, удалось привлечь порядка 40 франчайзи. Это хороший результат для регионального масштаба.
   Стала знаменитой область и тем, что здесь появилась одна из самых дорогих франшиз в России - первоначальный взнос за открытие одного ресторана быстрого обслуживания "Едок" заявлен в 300 тысяч евро. Еще несколько компаний находятся на этапе подготовки франчайзингового пакета.
   Так сегодня выглядит нижегородский рынок. И это только начало. Сегодня существует порядка 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга, который становится все более востребованным: это и книжные магазины, детская одежда, отели, прачечные, услуги по уборке, фотостудии, прокат специального оборудования, и многие другие.