27.03.2006 Франчайзинг как инкубатор для МБ Для развития франчайзинга в России необходимо принятие закона, определяющего четкие правила для всех заинтересованных участников рынка. Только в этом случае система франчайзинга помогла бы решить национальные и региональные проблемы бизнеса. Такое заявление сделал заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г.Москвы Анатолий Кочетков, выступая в пятницу, 24 марта, на заседании пресс-клуба в ЦДЖ на тему «Роль франчайзинга в формировании цивилизованного рынка России». Особенно проблемным, считает он, остается вопрос развития франчайзинга на продовольственном рынке, в частности, в г. Москве, где пока можно констатировать только эпизодическое развитие франчайзинга. По мнению А. Кочеткова, если за пределами Москвы франчайзинг на рынке продовольствия актуален, то в Москве «процесс не идет». При этом столица на сегодняшний день остро нуждается в небольших продовольственных магазинах, обеспечивающих приемлемые цены и, в отличие от рынков, вполне цивилизованные условия обслуживания. А. Кочетков сообщил, что всего в Москве работают 10 тыс. независимых магазинов, которые "находятся на грани выживания, не выдерживая конкуренции с сетями". Количество сетевых структур за последние два года возросло с 5 до 35%, и по прогнозам, еще через два года их доля составит более 50%. "Развитие сетей доминирует, и в перспективе одиночные магазины будут закрываться или перепрофилироваться", - считает зам. руководителя ДПРиУ. По его словам, с точки зрения интересов бизнеса – это нормальный процесс. Однако для обеспечения приемлемых условий для москвичей такие магазины просто необходимы. Принятое правительством cтолицы решение, направленное на сохранение одиночных магазинов при помощи сетей франчайзинга и создание объединения одиночных магазинов, не помогло решить проблему. Чиновник объяснил это отсутствием заинтересованности создавать франчайзинговую сеть как со стороны фирм, так и со стороны владельцев малых магазинов - приобретать франшизу. У одиночных магазинов уже сформирована сеть поставщиков. Кроме того, по мнению замглавы Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы, в подобных торговых точках «существует «серая среда»: доходность магазина по налоговым отчетам - копейки, работники получают минимальную зарплату, и даже владельцы предпочитают получать зарплату в конверте, при этом достаточно высокую, чтобы директор уверенно себя чувствовал и не был заинтересован в переменах. Но есть, по мнению В. Кочеткова, и объективные причины нежелания что-то менять: владелец такой торговой точки опасается, что любое вмешательство франчайзора приведет к банкротству малого предприятия и закрытию магазина. Реально директор заинтересован в товароснабжении, которое обеспечивало бы конкурентные цены. Поэтому для объединения таких магазинов актуально создать единую систему поставок. Впрочем, по его словам, подобные проблемы отсутствуют на рынке непродовольственных товаров. Свой опыт развития франчайзинга представила группа компаний «Спортмастер». На сегодняшний день - это крупнейшая франчайзинговая сеть торговли спортивными товарами в России - представлена 83 магазинами «Спортландия». «Спортмастер» активно работает в мегаполисах, не забывая расширять свое присутствие в российской глубинке. Актуальность именно франчайзинговых схем директор по продажам компании Сергей Мартыненков объяснил тем, что это вариант, в отличие от традиционных оптовых продаж, позволяет использовать сильные качества дилеров при одновременной «нивелировке» их слабых сторон. К сильным сторонам дилеров выступающий отнес мобильность, знание местного рынка, высокий потенциал развития регионального рынка. По словам С. Мартыненкова, сотрудничество с ГК «Спортмастер» обеспечивает дилерам возможности быстрого старта бизнеса. Оказываемая поддержка позволяет эффективно и быстро организовать собственное дело, минимизируя риски на этапе запуска работы магазина. Кроме того, дилер получает в свое распоряжение уже проверенную концепцию ведения бизнеса вместе с консультационной и рекламной поддержкой компании. В ГК «Спортмастер» на практике убедились, что франчайзинговые магазины обеспечивают большую эффективность, чем обычные дилерские магазины. Переформатирование обычного дилерского магазина в магазин «Спортландия» повышает его эффективность на 3%. Средние продажи с 1 кв. м площади среднего дилера, работающего по франчайзинговой схеме, составляют $300-350(у обычного дилера – 250). Кроме того, открытие франчайзинговых магазинов идет более быстрыми темпами по сравнению с собственными торговыми точками компании: за 1995-2005 гг. были открыты 83 собственных магазина. Аналогичное количество франчайзинговых магазинов было открыто за 2,5 года работы. При этом затраты компании на открытие обычного и франчайзингового магазина сопоставимы. Компания активно развивает франчайзинг, предлагая при этом не только товары известных мировых фирм, но и активно сотрудничая с отечественными производителями. В общем объеме реализуемой продукции доля российских товаров составляет только 15,6%. Однако руководство компании намерено в ближайшее время увеличить ее до 20%. «Для нас намного проще общаться с отечественными производителями и говорить с ними на одном языке», - пояснил С. Мартыненков. Как он пояснил ИА «Альянс Медиа», "к сотрудничеству приглашаются все, кто готов сотрудничать и начать свое дело". Партнерами компании могут быть самостоятельные юридические лица, которым оказывается бесплатная поддержка. Контроль за соблюдением требований ГК скреплен договором. При этом обязательства магазин должен строго выполнять, в остальном – излишняя самостоятельность франчайзи руководство ГК «Спортмастер» не пугает. Коммерческий директор магазина «Спортландия» (Сергиев Посад) Александр Кононов со своей стороны отметил, что франшиза – дело, безусловно, перспективное и выгодное, но требует детальной подготовительной работы при выборе партнера. По его словам, решение открыть единственный спортивный магазин в городе невозможно было бы реализовать без той партнерской помощи, которую ГК «Спортмастер» оказал на старте работы малого предприятия. При этом по сравнению с другими потенциальными партнерами ГК представила самые выгодные условия: 2% от прибыли «Спортмастер» не забирает, а позволяет использовать на рекламу, в частности, на спонсирование спортивных состязаний и в принципе развитие физической культуры и спорта в регионах. Кроме того, на старте предоставляется беспроцентный товарный кредит на полгода; фирма не обязывает обеспечивать в магазине реализацию 100% своего товара. "Требования «Спортмастера» к партнерам выполнимы и абсолютно правильны. Их просто необходимо придерживаться во благо бизнеса", - пояснил он. |