24.03.2006 Москва: помощь в выборе школы становится доходным бизнесом Середина весны – горячая пора для родителей будущих первоклашек. С 1 апреля начинается запись в начальную школу. В последнее время в России расцвел новый бизнес – платный подбор учебных заведений. Сегодня участники московского рынка образования кардинальным образом отличаются друг от друга: по способу подачи материала, по оснащенности кабинетов, по числу учащихся в классах и, конечно же, по уровню квалификации педагогов. Самостоятельно разобраться в столь широком спектре предлагаемых услуг родителям очень сложно. Еще труднее им понять, какая школа более всего подходит их ребенку. Поэтому все больше мам и пап предпочитают переложить проблемы «предвыборной» лихорадки школы на плечи фирм, специализирующихся на этой услуге, стоимость которой колеблется от 100 до 500 долларов. «Перед тем как приступить к выбору школы, необходимо показать ребенка нейропсихологу, – пояснила директор одного из детских консультационных центров Москвы Екатерина Каширская. – Если отдать малыша в учебное заведение, тип которого не подходит ему по личностным психологическим и интеллектуальным особенностям, это неминуемо приведет к серьезным изменениям в личности ребенка. И, скорее всего, в худшую сторону. Малыш может вырасти закомплексованным или, наоборот, чересчур агрессивным. Возможен и такой вариант, когда не подходящая для ребенка школа так переделает его, что родители просто не смогут говорить с ним на одном языке». В центр Екатерины Каширской родители приводят своих детей, чтобы определить, какой именно тип образования подходит для них. Нейропсихологи с помощью ряда тестов и бесед выявляют личностные особенности ребенка, базовые черты его характера, профессиональные склонности. На основе этой информации специалисты составляют портрет учебного заведения, который лучше всего подойдет для этого малыша. Иногда предлагают конкретные номера школ, но в базе данных центра их пока немного. Поэтому чаще всего родители сами должны искать школу, которая бы соответствовала наклонностям их ребенка. Главная задача центра – наметить путь образования, а за конкретную его реализацию уже будут отвечать родители. По мнению Е.Каширской, нет плохих и хороших школ. Что для одних детей раздолье, то для других – тюрьма. Например, для ранимого ребенка, который болезненно переживает все свои неудачи, лучше учиться в классе из 5–10 человек в частной школе. Такой малыш наиболее полно будет развиваться, если у учителя будет возможность уделять внимание ему в отдельности. С другой стороны, прирожденный лидер должен учиться в государственной школе в классе из 20–30 человек. В тепличных условиях частной школы он, не встречая сопротивления, быстро «подомнет» под себя немногочисленный класс и превратится в избалованного тирана. В то время как в условиях жесткой дисциплины государственной школы, при наличии других лидеров, ребенок научится конкурировать, преодолевать стоящие на его пути препятствия. «То же самое и в интеллектуальном плане, – добавляет г-жа Каширская. – Дети по-разному воспринимают информацию. Одним нужна наглядность, другим обучение в игре, для третьих главное – чтение. На основании этого определяется школа, предлагающая соответствующий тип подачи материала. Если же у ребенка проявляются какие-то склонности, его имеет смысл отдать в школу с гуманитарным, художественным или математическим уклоном – в зависимости от пристрастий малыша». Впрочем, заметим, что методики центра вызывают у других специалистов некоторые сомнения. Дело в том, что для первоклашек и детей дошкольного возраста не существует стопроцентно достоверных тестов, позволяющих определить уровень интеллекта и профессиональные склонности детей. «Даже если родители знают, что именно искать для ребенка, они далеко не всегда располагают возможностью реально оценить школу, в которую собираются отдать свое чадо», – отмечает директор столичного образовательного бюро Илья Савчук. Организация, которую он возглавляет, занимается сбором сведений о частных и государственных школах Москвы и Подмосковья и имеет уникальную в своем роде базу данных. «Когда смотришь на карту, легче ориентироваться по округам, какая подходящая для вас школа расположена ближе к вашему дому, – замечает г-н Савчук. – Впрочем, в последнее время родители наконец-то стали понимать, какое огромное значение имеет образование, и даже готовы на переезд, чтобы быть поближе к выбранной ими школе». Специалисты образовательного бюро принципиально не составляют своих рейтингов школ и не доверяют чужим. Критериев, по которым можно создать представление об учебном заведении, слишком много, поэтому у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Пытаясь выяснить, что собой представляет учреждение начального образования, специалисты бюро выполняют работу, больше подходящую для частных детективов. Под видом родителей входят в школу, сидят на уроках, беседуют с учителями, детьми, их мамами и бабушками. Собирают сведения в окружающих школу домах, узнавая, что говорят о директоре и учениках соседи. Однако стоит отметить, что образовательное бюро, берущее на себя функцию оценки школ, тоже нельзя считать истиной в последней инстанции. В точности и справедливости заключений подобной организации чиновники от образования вовсе не уверены. «Видите ли, на данный момент не существует адекватных критериев оценки школ, – пояснил пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов. – Заключение, которое дает бюро, можно рассматривать только как личное мнение людей, посетивших ряд столичных школ». |