24.03.2006  Розница набирает обороты

   Третий ежегодный рейтинг "Топ-50 российских ритейлеров", подготовленный ИД «КоммерсантЪ», наглядно демонстрирует основные тенденции развития рынка розничной торговли: общий рост компаний всех сегментов потребительской розницы, увеличение доли сотовых ритейлеров, а также формирование группы лидеров, осуществляющих свою экспансию за счет поглощений региональных сетей.
   По сравнению с рейтингом 2004 года в первую очередь заметно существенное увеличение объемов розничной торговли. Если в 2004 году лидер рейтинга компания "Эльдорадо" насчитывала $1,3 млрд розничного оборота, то в 2005 году – уже более $3 млрд. На нижней ступени в 2004 году находилась компания с оборотом $29 млн, в 2005 году компании с оборотом ниже $75 млн в рейтинг уже не попали.
   Согласно данным Росстата, в 2005 году общий оборот рынка розничной торговли в России составил $245 млрд, из которых $112,7 млрд приходится на продовольственный ритейл. Особенно заметный рост показали сотовые ритейлеры и торговцы бытовой техникой. Эксперты связывают это с повышением благосостояния населения.
   "Расширение географии розничных сетей – одна из основных тенденций 2005 года,– говорит аналитик ИК 'Финам' Ольга Самарец.– В частности, активную региональную экспансию начали столичные ритейлеры. В прошлом году значительно увеличили свое присутствие в регионах практически все крупнейшие торговые сети, такие как 'Пятерочка', 'Копейка', 'Перекресток' и другие. Консолидация отрасли также тесно связана с региональной экспансией ритейлеров, так как крупные торговые сети, стремясь как можно быстрее закрепиться на рынке, покупали местных игроков".
   В целом 2005 год стал рекордным по количеству так называемых сделок M&A (mergers and acquisitions – "слияния и поглощения") в розничной торговле. Особенно отличился холдинг "Марта", который купил сразу четыре компании-ритейлера. В начале года стало известно о присоединении магазинов "Продмак", весной – о покупке казанской сети "Райден", затем сети "Апельсин" в Курске, а также об альянсе с саратовским ритейлером "Лиа-Лев" (магазины под брэндом "В яблочко"). В апреле "Перекресток" приобрел киевскую сеть под брэндом Spar, а позже другой франчайзи голландского Spar – ЗАО "Спар ритейл" – купил сеть "Элеком" во Владимире. Сеть "Седьмой континент" объявила о покупке калининградской сети "Алтын", а в конце года стало известно о планах компании по покупке московской сети "Самохвал".
   Дискаунтеры вели еще более агрессивные поглощения. Сеть "Пятерочка" пополнилась магазинами компании СРТ – бывшего франчайзи "Копейки" в Московском регионе, существенно ослабив конкурента. Однако в конце года стало известно, что конкуренты "Пятерочки" дискаунтеры "Магнит" и "Копейка" делят между собой 80 магазинов нижегородской сети "Эконта", принадлежащие Millhouse Capital.
   Крупнейшими поглощениями в сфере непродовольственной розницы в 2005 году были покупка "Евросетью" своего конкурента сети "Техмаркет" (20-е место в рейтинге 2004 года), а также приобретение компанией "Детский мир" петербургской сети "Чудо-остров". В результате этих сделок компании существенно улучшили свои позиции в рейтинге: холдинг "Марта" поднялся на восемь ступеней, "Детский мир" – на восемь ступеней, "Евросеть" перешла с четвертого на второе место.
   По мнению экспертов, в ближайшие годы покупка сетей как наиболее быстрый путь развития в регионах будет сохраняться.
   В 2005 году сети стали не только поглощать наиболее успешных локальных игроков, но и активно продавать франшизу в крупные города. В результате в регионах стали формироваться сильные игроки, использующие имя, технологии, а зачастую и поставки крупного федерального ритейлера. Свидетельством этого служит тот факт, что компания "Тамерлан" (107 магазинов в Волгоградской области), являющаяся франчайзи "Пятерочки", вошла в "Топ-50" с оборотом $120 млн.
   Однако, по мнению аналитиков, усиление позиций франчайзи может обернуться сложностями для тех ритейлеров, которые планировали впоследствии выкупить их и присоединить к собственной сети. В этой ситуации оказалась компания "Пятерочка", которая встретилась с сопротивлением франчайзи в двух регионах. По мнению экспертов, региональные предприниматели, для которых розничный бизнес является зачастую одним из самых высокодоходных в регионах, могут предпочесть выйти из-под брэнда франчайзера и развивать сеть под новым именем. Или шантажировать владельца брэнда присоединением к сети конкурента.
   Примечательно, что с ростом региональной экспансии и развития франчайзинговых программ в регионах остро ощущается нехватка менеджмента. В первую очередь не хватает директоров магазинов и категорийных менеджеров. В итоге многие компании вынуждены временно приглашать менеджеров из Москвы, а также активно перекупать персонал у локальных сетей. Местным ритейлерам в этих условиях все сложнее удерживать сотрудников, что становится первым шагом к продаже федеральным сетям.
   Еще одним важным этапом развития российской розницы в минувшем году стал выход ритейлеров на фондовый рынок. В мае–июне прошлого года на Лондонской фондовой бирже "Пятерочка" разместила порядка 32% акций в виде глобальных депозитарных расписок. При размещении компания выручила за этот пакет около $600 млн, что стало весьма высокой оценкой инвесторами как потенциала самой компании, так и всей российской розницы в целом. Вслед за этим о скором выходе на IPO заявили почти все крупные ритейлеры, в том числе "Копейка", "Магнит", "Мосмарт" и "Арбат престиж".
   Впрочем, некоторые эксперты прогнозируют, что в будущем инвесторы будут осторожнее в оценках выходящих на IPO ритейлеров из России. Высоких темпов роста будет уже недостаточно для того, чтобы компания получила адекватную оценку рынка. Рассчитывать на удачное размещение смогут только компании, предлагающие ясную концепцию своего развития и способность менеджмента компании эту концепцию защищать.
   Аналитики компании "Ренессанс Капитал" среди основных тенденций 2006-2008 годов на внутреннем рынке розничной торговли называют концентрацию отрасли за счет сделок по слияниям и поглощениям, а также возможные объединения местных ритейлеров ради противостояния потенциальному приходу иностранных игроков.
   Не исключено, что начиная с 2006 года основные игроки начнут присматриваться к возможности поглощения друг друга.
   Согласно прогнозам Минэкономразвития и расчетам ИК "Финам", в 2006-2013 годах средний рост оборота розничной торговли составит порядка 14% (в денежном выражении). Кроме того, ожидается увеличение доли организованной торговли в общем обороте розничной торговли с 79% в 2005 году до 85% к 2011 году. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров, скорее всего, останется без особых изменений – сейчас на продовольственные товары приходится порядка 46% розничного оборота.