23.03.2006  Производители алкоголя вновь остановили производство

   Во вторник ФГУП "Росспиртпром" официально сообщило об остановке производства на московском ликероводочном заводе (ЛВЗ) "Кристалл". О том, что его предприятия оказались на грани остановки, заявили еще ряд крупных производителей алкоголя, в числе которых ЗАО "Русский алкоголь" и "Союз-Виктан".
   Причиной сложившейся ситуации участники рынка называют отсутствие в региональных управлениях Федеральной налоговой службы (ФНС) федеральных специальных марок на алкогольную продукцию нового образца. Введение последних предусмотрено вступившей в силу 1 января 2006 года новой редакции закона "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
   "С начала года 'Кристаллу' выдали всего 34% необходимых нам марок",– жалуется начальник управления информации и внешних связей "Росспиртпрома" Дмитрий Добров. О дефиците марок нового образца говорят и другие участники рынка. "Вчера нам выдали 350 тыс. марок, которых нам хватит на день работы; если сегодня не выдадут новых, нам придется опять остановить производство", – говорит первый заместитель гендиректора "Русского алкоголя" Владимир Иванов. По словам производителей, ФНС пока не может объяснить, когда продолжится выдача новых марок.
   Впрочем, не все производители алкоголя считают ситуацию критической. Так, представители "Ливиза" и "Веды" говорят, что их заводы загружены на полную мощность и недостатка в марках они не испытывают. На предприятиях объясняют это тем, что ФНС разрешает использовать марки старого образца, оснащенные спецстикерами. На спецстикеры наносится вся информация о производителе и продукции, информация о которых отсутствует на старых марках. "Хождение марок старого образца с новыми носителями разрешено налоговыми органами до 1 июля 2006 года наравне с новой федеральной маркой",– поясняет директор нижегородского ЗАО РООМ Дмитрий Кузнецов.
   Тем не менее большинство производителей, заявивших вчера о готовности остановить производство, не хотят использовать марки старого образца, объясняя это проблемами со сбытом. Кроме того, производители не хотят вторично платить за старые марки. "Согласно новой редакции закона, мы инвентаризировали и уничтожили все остатки марок старого образца, закупленные нами в прошлом году. При этом никаких денег никто нам не вернул. А теперь мы вынуждены приобретать ту же марку второй раз",– говорит один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным.
   По мнению участников рынка, дефицит новых марок создан искусственно. "Таким образом Гознак пытается сэкономить и реализовать оставшиеся у него объемы старых акцизных марок",– считают они.
   В Гознаке заявляют, что дефицита марок нет, и в свою очередь обвиняют производителей алкоголя в излишней принципиальности и намеренном саботировании собственной работы. В ФНС от каких-либо комментариев по этому поводу отказались.
   По оценкам участников рынка, только прямые убытки производителей от простоя ежемесячно составляют около 1 млрд рублей. Впрочем, гораздо серьезнее для производителей сокращение на рынке объемов легальной продукции; по данным Росстата, объем производства легального алкоголя за первые два месяца нового года составил всего 41% от общего производства за аналогичный период 2005 года. А также новая волна регионального "водочного сепаратизма". Региональные власти используют любые предлоги для того, чтобы оградить местного производителя от 'излишней' конкуренции.
   Наконец, сокращение поставок в розницу может привести к тому, что продукция останавливающихся предприятий может быть заменена другими брэндами.