22.03.2006  Что мешает страховщикам обеспечить надежную защиту "малышам"?

   Около 80 процентов населения небольших городов работают на небольших предприятиях и фирмах. Разоряется предприятие - и сотни людей остаются без работы и без определенного будущего. Здесь механизмы страховой защиты могли бы играть решающую роль.
   В прошлом году Росгосстрах провел общероссийское исследование на тему "Малый бизнес и страхование". Почти половина (47,3%) предпринимателей оценили страхование как "экономически обоснованный способ борьбы с опасностями". Тем не менее, по данным того же исследования, лишь 17,6% предпринимателей страхуют имущество - офис, производственное оборудование, товары, склады. И всего 5% прибегают к страховой защите грузов. Причины такого небрежения к страховой защите привычно списывают на "отсутствие страховой культуры". Но эта формула лишь скрывает реальные проблемы, которые мешают малому бизнесу и страховщику договориться между собой. А таких проблем немало.
   Как отмечает Сергей Перелыгин, заместитель генерального директора страховой компании "Стандарт-Резерв", согласно положениям Гражданского кодекса РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица, имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. Указанные документы являются необходимыми при оформлении договора страхования и страховой выплаты.
   Непрозрачные права владения офисом или производственным помещением, работа на "ничьем" оборудовании и оргтехнике - все эти реалии малого бизнеса мешают страховщикам проводить андеррайтинг по стандартным схемам.
   Ситуация с товарными остатками не лучше. "Основная особенность ведения малого бизнеса заключается в стремлении предприятия минимизировать налоги. Это означает, что предприятие в отчетной документации старается указать сумму товарных остатков ниже, чем есть на самом деле, - разъясняет Андрей Языков, генеральный директор компании "РАСО". - При этом обращаясь к страховщику, им хочется страховаться по реальной стоимости складских остатков. Конечно, для страховой компании это деньги, но и огромный риск".
   Начальник отдела департамента имущественного страхования РОСНО в Московском регионе Наталья Штепанович иллюстрирует эти проблемы на конкретном примере. Если у клиента - предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) произошел убыток, такие документы, как инвентаризационные описи, расходные и приходные накладные, кассовые чеки, к сожалению, не могут быть предоставлены страховщику. В 95% случаев и на момент заключения договора такие документы не ведутся. В этой связи в РОСНО существует особый подход к страхованию товара в обороте ПБОЮЛ - повышенный тариф, обязательная франшиза, четко прописанная процедура выплаты возмещения и перечня документов.
   Страховщики подчеркивают, что системные трудности, возникающие при страховании малого бизнеса, должны решаться не только выработкой специальных программ страхования и методов предстраховой экспертизы, но и определенными законодательными мерами. Тамара Рослякова, руководитель департамента имущества компании "Отечество", отмечает: "Клиенты, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, не могут воспользоваться налоговыми льготами. Налоговый кодекс не включает затраты на добровольное страхование в состав расходов, учитывающихся при упрощенном налогообложении. Внесение соответствующих поправок в НК может изменить отношение к страхованию малого бизнеса".
   Несмотря на все проблемы, страховщики далеки от мысли, что дело безнадежно. Проникновение в данный сектор банков и страховых компаний приводит к тому, что предприниматели для получения доступа к финансам, а также обеспечения реально страховой защиты вынуждены выходить "из тени", уверен Максим Элик, руководитель департамента корпоративных продаж Росгосстраха.