22.03.2006 Зачем страховщики открывают собственные медцентры По данным страховых компаний, в прошлом году число владельцев полисов добровольного медицинского страхования (ДМС) выросло на 22%. В этом году примерно на столько же увеличится не только количество страховок, но и стоимость медицинских услуг, а ДМС при этом по-прежнему останется одним из самых убыточных видов страхового бизнеса. Чтобы повысить его рентабельность, страховщикам приходится создавать собственные медицинские центры. Поможет ли это поправить здоровье клиентам? Сегодня страховщики, стремясь повысить рентабельность своей деятельности, пытаются снизить объемы выплат лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ), в которых лечат их клиентов. А ЛПУ, наоборот, стараются выжать из страховщиков как можно больше, увеличивая количество оказываемых услуг, причем далеко не всегда адекватных диагнозу. Например, при затяжном насморке назначают не только рентген гайморовых пазух, но и компьютерную томографию, преувеличивают количество запломбированных зубов и вылеченных болезней. Решить эту проблему можно, только получив полный контроль над эскулапами, и создание собственных медицинских центров - пока единственный способ решить эту задачу. Собственными медицинскими центрами уже обзавелись крупные страховые компании. В прошлом году, например, дочерняя компания "Ингосстраха" "ТИМ Ассистанс" открыла в Москве медицинский центр "ТИМ клиник", куда прикреплено более 13.5 тыс. клиентов. Большие планы по созданию собственных ЛПУ у РОСНО. При участии РОСНО создан многопрофильный медицинский комплекс ЗАО "Компания "Медэкспресс", который включает службу скорой медицинской помощи, 5 Московских семейных клиник (МСК) для взрослых и детскую клинику. Открыты и работают Семейные клиники в Рязани, Волгограде, Нижневартовске, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Барнауле, Нижнем Новгороде и Пятигорске. Планируется открытие подобных клиник еще в нескольких регионах России. Все страховые компании, имеющие собственные медцентры, среди преимуществ для клиентов, которых в этих центрах лечат, называли высокое качество медпомощи, улучшенный сервис и т.д. Но для столичных жителей жесткая привязка к одной поликлинике скорее минус, чем плюс. К тому же открытие таких центров требует больших финансовых вливаний, а это не может не отразиться на стоимости страховки. Поэтому многие страховые компании не спешат обзаводиться собственными ЛПУ. Валерий Нехорошев, руководитель управления личного страхования компании "Стандарт-Резерв", считает, что прямых преимуществ клиент страховой компании, которого лечат в таком медицинском центре, не имеет. Другое дело - страховщик. "Значительно снижается вероятность гипердиагностики, проведения диспансеризации вместо целевого исследования, необоснованного увеличения счетов и т.д. И соответственно для страховщика уменьшаются затраты, упрощается медико-экономическая экспертиза, - говорит он. - Однако создание (акционирование) медицинского центра - чрезвычайно серьезный, сложный и дорогой проект. И соответственно вопрос о его целесообразности каждый страховщик решает, основываясь на своих исходных позициях (цели, структура портфеля, планы, объемы и т.д.). А затраты на создание такого центра очень велики. К примеру, получение лицензии на виды медицинской деятельности требует обеспечения помещениями, оборудованием. А в коммерческом центре и медицинское оборудование, и обстановка (ремонт, мебель) должны быть высококачественными и соответственно дорогими". Объем инвестиций в собственное ЛПУ, считает Сирма Готовац, член правления компании "Ренессанс Страхование", может составлять несколько миллионов долларов - в зависимости от спектра услуг, которые предоставляет собственная клиника страховщика. Окупятся вложения в собственный центр не скоро - по словам Надежды Крайновой, расчетный показатель окупаемости таких проектов составляет 5 лет (по данным других страховщиков - до 10 лет). Поэтому ждать, что страховые компании станут открывать собственные ЛПУ там, где они действительно могли бы решить проблему качества медицинского обслуживания, не приходится. А в развитых регионах у больных, но достаточно богатых, чтобы платить за лечение, граждан всегда есть выбор, куда пойти лечиться. |