22.03.2006  Рейтинг лизинговых компаний по итогам 2005 года

   Главной тенденцией рынка лизинга в 2005 году стало явное усиление конкуренции. Именно это способствовало заметному оживлению всего рынка в целом. Основным событием прошлого года стал приход на российский рынок сразу пяти крупнейших международных участников. Германско-австрийский холдинг VB-Leasing учредил российскую дочку "ФБ-лизинг", итальянский Uni Credit - "Локат Лизинг Руссия" (ЛЛР), нидерландская ING Group - "ИНГ-лизинг", латвийский Parex Bank - "Парекс-лизинг", а французская BNP Paribas вывела на рынок свое лизинговое подразделение - компанию Arval.
   Иностранцы нацелились на самые лакомые куски российского рынка. "ИНГ-лизинг" планирует завоевать перспективный и еще только начинающий развиваться сегмент финансовой аренды недвижимости, а также занять место на рынке лизинга автотранспорта и оборудования для логистических фирм. "АЛД Автомотив" ("дочка" французской группы Societe Generale) делает ставку на новый и малоосвоенный отечественными структурами оперативный лизинг автомобилей, включающий полное сервисное обслуживание.
   В противовес своим коллегам, которые нацелились на отдельные перспективные направления, "ФБ-лизинг", напротив, ориентируется на универсализацию. Компания занимается финансовой арендой легковых и грузовых машин, а также различного оборудования. "ФБ-лизинг" намерен довести ежегодный размер лизингового портфеля до $600 млн, "ИНГ-лизинг" - до $1 млрд уже в ближайшие год-два.
   На практике пока дальше всех продвинулся ЛЛР, за год нарастив портфель с нуля до $55 млн и заняв 27-е место в рейтинге "Ф.". Эти планы выглядят реалистичными, учитывая доступ компаний к огромным и дешевым финансовым ресурсам материнских структур. Правда, сдерживающим фактором могут стать повышенные требования к надежности сделок: иностранные фирмы планируют работать лишь с наиболее ликвидными объектами, такими как автомобильный и железнодорожный транспорт. А конкуренция в этих сегментах уже сейчас довольно высока и будет расти дальше.
   На рынок выходят и новые российские участники. В 2005 году о начале работы заявили Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, "Камаз", "Прадо" (учреждена одноименной финансово-консалтинговой группой), "Интеграл-лизинг" (материнская структура - украинский банк "Интеграл"). Однако эти фирмы не располагают таким ресурсом, как "дочки" иностранных гигантов, и вряд ли окажут заметное влияние на весь рынок лизинга.
   Российские компании опасаются западных конкурентов. Но в то же время утверждается, что выход иностранных организаций на отечественный рынок вполне естественен и говорит о повышении доверия инвесторов к России. Как полагают в "Интерлизинге", приход иностранных участников с "длинными" деньгами, низкими ставками и стандартизированными услугами будет одной из основных тенденций развития рынка. Как прогнозируют в "Европлане", крупные западные лизинговые компании и банки будут заинтересованы в приобретении наиболее успешных местных игроков.
   Растущая конкуренция заставила лизинговые компании (ЛК) искать новые рыночные ниши. И многие в этом заметно преуспели.
   Если раньше оперативный лизинг (ОЛ) упоминался преимущественно в дискуссиях о зарубежном опыте, то в 2005 году этот продукт появился в ассортименте многих ЛК. От традиционного для России финансового лизинга оперативный отличается тем, что по окончании договора финансовой аренды объект не переходит в собственность лизингополучателя, а возвращается лизингодателю. Поэтому договоры ОЛ обычно заключаются на более короткий срок, чем при финансовом лизинге. ОЛ имеет свою определенную и довольно обширную рыночную нишу. Во-первых, это поставки высокотехнологичного оборудования - оно быстро устаревает, поэтому для клиента выгоднее обновлять его каждые 2-3 года, чем получать в собственность. Во-вторых, поставки оборудования для выполнения разовых или сезонных работ, например, в строительстве или сельском хозяйстве. Особенно высок спрос на краткосрочную аренду транспортных средств, что весьма актуально в контексте острой конкуренции в автолизинге.
   Сделки возвратного лизинга также заняли достойное место. В соответствии с договором компания выкупает у клиента основные фонды, уже имеющиеся у него в наличии, а затем передает их ему в финансовую аренду. Подобные услуги особенно востребованы тем, кто уже располагает оборудованием, необходимым для производства, но испытывает дефицит свободного капитала.
   Приход иностранцев ознаменовало начало принципиально нового этапа развития российского рынка. До недавнего времени лизинговые компании работали преимущественно "под банками". Однако в течение последних лет постепенно формировалась новая парадигма. Ведущие игроки уже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненного положения и конкурировать на равных с финансовыми институтами. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие ЛК уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования, у ряда ведущих лизингодателей также уже не хуже, чем у кредитных организаций. Приход иностранных компаний закрепляет эту тенденцию.
   Основные стимулы развития рынка и одновременно основные препятствия этому развитию парадоксальным образом сконцентрировались в одной области - в области законодательства и регулирования. Именно эффективное законодательство по лизингу в течение последних нескольких лет остается основным стимулом развития рынка. Прежде всего это нормы Гражданского, Налогового и Таможенного кодексов, а также закон "О лизинге". Помимо ясного правового поля развитие финансовой аренды обусловлено и налоговыми льготами - правом ускоренной амортизации объекта, позволяющим экономить на налоге на прибыль и налоге на имущество, а также рассрочкой платежей таможенных пошлин. Однако, как это бывает в России, эффективность законов заметно снижается огрехами их правоприменительной практики.
   Лизинговые компании будут развиваться в том числе и за счет регионов, уверяют в "Балтийском лизинге", конкуренция заставит искать выходы на другие рынки и предлагать новые продукты для клиентов". Ведь предприятия, расположенные в развитых регионах, уже более или менее успели обновить свои основные производственные фонды, тогда как в отдаленных областях России износ основных средств остается болезненной проблемой. По этой причине многие ЛК усиленно развивают филиальную сеть, а также стремятся сделать свои услуги более доступными для местных потребителей. Региональный рынок до сих пор имеет достаточную емкость, и на нем могут занять свое место почти все желающие. Кроме того, отношение к лизингу за последние несколько лет изменилось. Участники рынка отмечают: большинство новых клиентов, обращаясь к ним, уже хорошо информированы о финансовой аренде и о ее специфике, поэтому можно говорить, что региональный рынок лизинга готов к активному росту.
   Однако для небольших региональных ЛК приход на их территорию крупных игроков не сулит ничего хорошего. Ведь провинциалы не смогут предоставить своим клиентам услуги по такой же низкой цене, как их коллеги, имеющие доступ к дешевым источникам финансирования. Регионалы сотрудничают в основном только с банками, ресурсы которых заметно дороже. Таким образом, местные ЛК полностью зависимы от кредитных организаций и не могут полноценно развивать свой бизнес. Однако в последнее время лизинговый бизнес ориентируется на альтернативные источники финансирования, такие как облигации и векселя. Это позволяет надеяться, что небольшие региональные операторы финансовой аренды не будут вытеснены с рынка.
   Как полагают в "Парекс-лизинге", одной из основных тенденций развития российского лизинга будет повышение внимания лизингодателей к малому и среднему бизнесу. Растущий уровень конкуренции на рынке финансовой аренды заставляет крупных операторов снижать минимальный порог лизингового финансирования, уделяя все большее внимание как раз малым и средним клиентам. Для таких компаний финансовая аренда благодаря более мягким требованиям является наиболее доступным источником финансирования.
   Для успешной конкуренции с крупными предприятиями небольшие фирмы стремятся работать на наиболее современном и технологичном оборудовании. Лизинг для них - один из самых выгодных и удобных инструментов обновления производственных фондов. К тому же малые и средние предприятия растут быстрее, чем большой бизнес, что также приводит к увеличение их спроса на лизинг. Кроме того, из-за высокой конкуренции мелкие ЛК будут постепенно вытесняться - им придется заниматься более рискованными сделками, к которым как раз относится работа с "малым" клиентом.
   В первую десятку российских лизинговых компаний по итогам 2005 г.вошли: «Магистраль Финанс» (Петербург), «Уралсиб» (Москва), «Росагролизинг» (Москва), «Ханса-лизинг» (Москва), «РТК-лизинг» (Москва), «Авангард-лизинг» (Москва), «Вольво Финанс» «Сервис Восток» (Химки), «Центр-капитал» (Москва), «Камаз» (Набережные Челны), «Глобус-лизинг» (Петербург).