22.03.2006 Парламентарии выступают за госрегулирование оборота продукции из ценных рыб Участники парламентских слушаний на тему "Законодательные проблемы государственного регулирования рынка продукции из ценных видов рыб" выступают за принятие мер государственного регулирования оборота продукции из ценных видов рыб. Участники слушаний считают, что из-за отсутствия законодательного регулирования оборота осетрины, красной и черной икры, остается низкой эффективность принимаемых мер по сохранению биоресурсов, пресечению браконьерства. Отсутствие законодательного акта, регулирующего звено торговли осетриной и икрой, по их мнению, делает малоэффективными действия правоохранительных органов, часто неспособных доказать незаконность происхождения товара и существенно сокращает доходы бюджетов всех уровней, ставит под угрозу существование традиционных в России подотраслей рыбной промышленности. Из-за отсутствия в законодательстве четкой регламентации доказательств вины и нелегального оборота икры, существования возможности юридической легализации продукции незаконного промысла и ее выгодной продажи, экономическая основа браконьерства, по мнению участников слушаний, продолжает сохраняться. Это связано, в первую очередь, с высокой рентабельностью браконьерского промысла и беспрепятственного сбыта икры по высоким ценам, отсутствием четкой системы законодательства в области рыболовства во внутренних водоемах, мягкостью мер наказания, сложной процедурой сбора доказательств вины браконьера. Нелегальный рынок продукции ценных видов рыб и, в частности, осетрины, красной и черной икры, по словам участников слушаний, продолжает свое развитие, достигая невиданных масштабов, составляющих, к примеру, для черной икры – 99%, для осетрины – около 90%. По словам председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова, на нелегальном сырье работает целая индустрия по переработке икры и осетрины. Председатель комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова считает, что принятие мер государственного регулирования, оборота продукции ценных видов рыб необходимо на данном этапе для сохранения ценных пород рыб, в первую очередь осетровых. Участники слушаний выступают за принятие Госдумой проекта закона о государственном регулировании оборота продукции из ценных видов рыб, предусматривающего меры государственного регулирования оборота продукции из ценных видов рыб (осетрины, икры осетровых и лососевых видов рыб). В частности, по словам В.Драганова, данный законопроект предусматривает лицензирование оборота (закупки, поставки, хранения, транспортировке и розничной продажи) продукции из ценных видов рыб, декларирование объемов оборота продукции из ценных видов рыб, перечень обязательной сопроводительной документации, государственный учет оборота продукции из ценных видов рыб, государственный контроль качества продукции из ценных видов рыб, ограничение мест розничной продажи. Также законопроект предусматривает изъятие из незаконного оборота и конфискацию нелегальной продукции из ценных видов рыб с последующим ее безвозмездном использованием (в случае соответствия этой продукции установленным требованиям качества и безопасности) для нужд медицинских и других социальных учреждений, считая нецелесообразным уничтожение такой продукции. При этом предлагается разграничить регулирования оборота продукции из осетровых, добываемых путем промысловой эксплуатации природных популяций, и оборота продукции промышленного осетроводства, предусмотрев для последних упрощенный режим оборота такой продукции с одновременным учетом возможного оборота под видом продукции промышленного осетроводства продукции промыслового вылова. В закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", предлагается внести изменения, предусматривающие введение лицензирования оборота продукции из ценных видов рыб. В Уголовный кодекс предлагается внести изменения, предусматривающие: уголовную ответственность за крупные (свыше 250 тыс. руб.) и организованные правонарушения в сфере оборота продукции из ценных видов рыб; признание преступлений, предусмотренных статье 256 (незаконная добыча водных животных и растений) тяжкими с изменением санкций за совершение этих преступлений в крупных размерах, организованной группой с использованием промышленных видов орудий промысла или служебного положения, предусмотрев в качестве наказания лишения свободы сроком до 6 лет, а также арест орудий лова, в том числе плавсредств в целях возмещения экологического ущерба; обязательность предварительного следствия по уголовным делам по преступлениям, предусмотренных статьей 256, в части преступлений средней тяжести и тяжких. Правительство и участники слушаний предлагают ускорить разработку законопроекта о сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб, а также обеспечить в полной мере реализацию норм законодательства в сфере вылова ценных видов рыб и пресечения браконьерства. Кроме того, правительству предлагается поддержать депутатский законопроект, касающийся государственного регулирования оборота продукции из ценных видов рыб. В настоящее время в Госдуме находятся два альтернативных законопроекта о государственном регулировании оборота продукции из ценных видов рыб, внесенных депутатами Валерием Драгановым и Юрием Медведевым и Государственной Думой Астраханской области. Депутатский законопроект был поддержан комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму. По словам председателя комитета В.Драганова, правительство дало отрицательные отзывы на оба законопроекта. Сам депутат считает, что правительство недостаточно внимания уделяет данному сегменту рынка. В настоящее время уже прошло несколько совещаний депутатов с представителями правительства, которые пока не дали никаких результатов. |