16.03.2006 ОАГБ на страже интересов малых производителей продовольствия Российские потребители могут без опасности для здоровья употреблять в пищу традиционное блюдо - пельмени с майонезом. Подобное заявление 15 марта на пресс-конференции в РИА «Новости» представители Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) обнародовали к Всемирному дню защиты прав потребителя. Президент ОАГБ Александр Баранов сообщил, что 6 марта 2006 г. в магазине, принадлежащем крупнейшей сети супермаркетов, ОАГБ провела контрольную закупку пельменей. Комиссией, в которую кроме экспертов ОАГБ вошли представители СМИ и российские экологи, были закуплены пять самых покупаемых российских брендов пельменей: Пельмени русские "Русский хит", Пельмени домашние "Равиолло", Пельмени "Сам Самыч", Пельмени домашние "Дарья", Пельмени домашние "Сибирские". Исследования проводились компанией Synovate Russia. По словам А.Баранова, результаты исследований пельменей показали, что все требования по качеству и безопасности полностью соблюдены производителями. Ранее проведенная ОАГБ проверка майонезных продуктов также не выявила нарушений. Впрочем, по словам А.Баранова, безупречность и безопасность продукта не должна быть сенсацией на пищевом рынке – это должно быть нормой. Он сообщил, что ОАГБ работает два года на российском рынке, проводя различные проверки секторов отечественного рынка продуктов питания. Главная цель проверок – контроль за безопасностью и качеством продовольственного рынка. По мнению президента ОАГБ, усиление контроля безопасности и качества особенно важно в свете грядущего вступления РФ в ВТО. И прежде всего необходимо гармонизировать российское и международное законодательство в этой области. Ассоциацией уже подготовлен ряд законодательных инициатив. Как сообщил руководитель юридического департамента ОАГБ Леонид Бень, в первую очередь, речь идет о принятии ФЗ «О биологической безопасности». Кроме того, по его словам, необходимо устранить противоречия и недоработки российского законодательств в области маркировки генетически модифицированных продуктов. Кроме того, как считают в ассоциации, необходимо ужесточить ответственность производителя за нарушения в сфере маркировки продуктов питания. В настоящее время предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа: для физлиц в размере - 5 тыс. руб.; для юрлиц – до 50 тыс. руб. «Указанные санкции несоизмеримы ни с той прибылью, которую получают нарушители, ни с наносимым потребителям вредом. В США за нарушения маркировки полагается штраф в размере $100 тыс. или лишение свободы на три года. Предоставление фальсифицированных документов карается штрафом $250 тыс. или лишением свободы сроком до пяти лет», - отметил л.Бень. «Безнаказанность не способствует повышению уровня безопасности потребителей», - подчеркнул юрист ассоциации. По его словам, необходимо расширить круг всех ответственных за реализацию недоброкачественной продукции, включая не только производителей, но и торговые сети, отвечающие за распространение продукции. Но главное, считают в ассоциации, - необходимо усилить общественный контроль за качеством продуктов питания. И в первую очередь, продуктов употребляемых детьми и подростками. Необходимо запретить использование в детском питании как генетически модифицированных ингредиентов, так и биологически активных добавок. В ассоциации также считают, что часть функций по контролю потребительского рынка необходимо делегировать общественным структурам. Представители ОАГБ отметили, что ни одно государство в мире не справляется с контролем пищевых продуктов, поэтому необходимо привлекать к этой деятельности общественные организации. По мнению директора ОАГБ Елены Шаройкиной, только открытое и полноценное сотрудничество производителей, научных и общественных организаций может дать гарантию потребителю в безопасности продуктов питания на его столе. В частности, директор ОАГБ сообщила что ситуация в России улучшается, но далеко не безупречна: слишком короткий срок частный бизнес существует на рынке. На протяжении последних лет российские потребители вынуждены играть в «пищевую русскую рулетку», - считает Е. Шаройкина. Да и результаты последних проверок, по ее словам, путь и радуют, но не дают повода отечественным потребителям расслабляться. Поскольку при их проведении доля случайности велика. Например, проведенная в ноябре проверка пельменей «Дарья» показала содержание генетически модифицированной сои в продукте. «Возможно, за это время производитель поменял поставщика сои, но элемент случайности тоже отвергать нельзя», - подчеркнула директор ОАГБ. Чтобы избежать таких случайностей, ассоциация разработала систему добровольной сертификации «Биологически безопасно», предназначенную для тех производителей, которые хотят быть открытыми и честными со своими покупателями. Как пояснила ИА «Альянс Медиа» Е. Шаройкина, главная задача предложенной системы сертификации - создать на рынке равные конкурентные преимущества для крупного бизнеса и МСБ и поддержать отечественного производителя в принципе. По ее словам, участие в предложенной системе качества станет неплохим подспорьем для малых и средних отечественных производителей в продвижении своей продукции. Директор ОАГБ затруднилась ответить, в какую конкретно сумму в среднем обойдется производителям исследование на соответствие заявленному качеству товара, объяснив, что проверки для мясной, молочной и хлебобулочной продукции проводятся по различным параметрам. Но в любом случае она будет не столь дорогостоящей, как в ЕС, поскольку проводится российскими экспертами. Если в РФ анализ продукции на ГМО можно сделать за 3 тыс. руб., то в ЕС это обойдется в 700 евро. Поэтому в любом случае исследования реальны по стоимости для российского производителя, считает она. При этом при получении сертификата качества производитель может не покупать дорогостоящую голограмму, рассчитанную для защиты продукции крупных производителей от подделок. Малый и средний производитель просто получает право наносить голограмму на упаковку производимого товара. Но самое главное, как отметила директор ОАГБ, - товар каждого производителя- участника добровольной системы сертификации автоматически попадает под широкомасштабную рекламную кампанию сертификации «Биологически безопасно». Рекламная кампания, подчеркнула Е. Шаройкина, стартует весной, а осенью планируется ее широкомасштабное проведение, в том числе, на федеральных телеканалах. По ее мнению, торговые сети не оставят без внимания рекламу нового знака качества и будут охотно брать отмеченную им продукцию. В том числе, и продукцию малых производителей, у которых на сегодняшний день есть серьезная нехватка возможностей для рекламы производимой продукции. |