15.03.2006 Россия - Клондайк для инвесторов гостиничного бизнеса Россия и страны Восточной Европы – одни из самых привлекательных регионов для инвесторов в сфере гостиничного бизнеса по причине дефицита гостиничного фонда, полагают эксперты Ernst & Young. Инвестиционный потенциал данного сегмента рынка только в Москве составляет $1 млрд, соглашаются участники рынка. «Мы наблюдаем стремительное продвижение крупнейших международных гостиничных компаний на развивающиеся рынках, в частности, в Китай, Индию и страны Восточной Европы», – отмечает Майкл Фишбин, руководитель практики Ernst & Young в США по оказанию консультационных услуг компаниям гостиничного сектора. После того как десять восточноевропейских стран вступили в ЕС, эти регионы, по предположению аналитиков, покажут более высокие темпы роста по сравнению с соседними странами. Специалисты Ernst & Young объясняют этот факт перспективой высоких темпов роста в связи с дефицитом гостиничного фонда. Существующий до сих пор дефицит гостиниц в Москве и Санкт-Петербурге, как предсказывают эксперты, подстегнет рост рынка в будущем. «Сегодняшний дефицит на российском гостиничном рынке в основном связан с нехваткой приличных гостиниц среднего уровня, – пояснил Франк Петруззи, менеджер по работе с международными операторами компании Q-tec. – Постсоветское наследие не оставило нам гостиниц туристического класса. Например, есть "Метрополь" и "Националь" в Москве, "Астория" и "Невский палас" в Петербурге. Но назвать что-то приличное, но менее дорогостоящее вряд ли кто сможет, – соглашается с выводами Ernst & Young Петруззи. – А современное строительство и реконструкция в гостиничном секторе опять же относится к уровню 5 звезд: Swissotel, Hayatt, Sheraton. Причина – в чрезвычайно высокой стоимости земли в центре Москвы. Чтобы оправдать инвестиции, инвесторы вкладываются исключительно в проекты 5 звезд». В январе 2006 года комитет по туризму Москвы объявил о том, что в течение 2006 года в Москве планируется строительство 18 гостиниц. План предусматривает строительство четырех-пяти отелей Radisson и одного-двух отелей сети Park-Inn. Однако ситуацию это не спасет. Если оценивать потенциальную потребность московского рынка в гостиницах среднего уровня, то, по данным Q-tec, на 2002 год в Москве приведенный в порядок номерной фонд со стоимостью $100-120 за ночь составлял всего порядка 1 тыс. В Париже количество номеров такого уровня составляет 10 тыс. При средних затратах в $100 тыс. на строительство трехзвездной гостиницы, приведенных к одному номеру, инвестиционный потенциал данного сегмента рынка только в Москве составит $1 млрд. «Российский гостиничный рынок сегодня – это Клондайк. Перспективы развития огромны. Стоит отметить неудовлетворенный спрос гостиничных услуг на периферии. Это побуждает инвесторов проявить себя в первую очередь в регионах, – полагает генеральный директор компании "Русские отели" Станислав Капинос. – Потребность в современных, отвечающих мировым стандартам отелях 3-4 звезды составляет для Центрального региона, Юга России (Краснодарский край) и Севера (Карелия, Золотое кольцо) около 10 тыс. номеров, большим потенциалом обладает также Дальний Восток (Камчатка, Иркутская область)». По словам Капиноса, сегодня затраты строительства в зависимости от региона оцениваются в $1,5–2,5 тыс. за квадратный метр. «Но это не значит, что в реальности метр столько и стоит. Цена может быть выше по итогам расчетов, все зависит от качества отделки, уровня технической оснащенности, дизайн-решений и интерьера. А именно все зависит от гостиничного оператора и его требований. Средний расчетный срок возврата инвестиций – семь-десять лет. Опять же в зависимости от региона», – говорит Капинос. |