14.03.2006 Права потребителей стали нарушаться реже Доля российских потребителей, чьи права нарушались хотя бы раз в течение года, снизилась за последние 10 лет с 93 до 81%. Такие данные опубликованы Союзом потребителей России по результатам ежегодного опроса 1500 потребителей из 36 регионов, проведенного в декабре 2005 - январе 2006 г. В результате нарушений потребительских прав, по оценкам респондентов, понесли ущерб здоровью 22% потребителей, материальные убытки – 62%, моральный ущерб – 53%. Наибольший ущерб здоровью потребителям причинили некачественные продукты питания, на втором месте - медицинские услуги, на третьем - жилищно-коммунальные услуги, на четвертом - алкоголь. Материальные убытки, прежде всего, связаны с приобретением некачественных непродовольственных товаров, а также продуктов питания, с обсчетом, обвесом покупателей, жилищно-коммунальными услугами. Жилищно-коммунальные услуги также лидируют и в нанесении морального ущерба. За последние 10 лет российские потребители стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве: доля лиц, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба, снизилась в 2,4 раза - с 50 до 21%. Почти в 2 раза - с 34 до 65% - выросла доля лиц, которые решились защищать свои нарушенные потребительские права. Доля тех, кому удалось добиться при этом положительного результата за последние 10 лет выросла на 10%. За эти годы в 2,2 раза выросла доля "оптимистов" (ожидающих положительного результата), в 2,9 раза сократилась доля "пессимистов" (потерявших надежду). В абсолютном большинстве случаев (73%) пострадавшие обращались непосредственно к виновникам нарушений их прав. При этом в 56% таких обращений потребителям удавалось добиться положительного результата без обращения в суд или другие инстанции. Однако за последние шесть лет акценты потребительских оценок сместились. Так, резко выросло число потребителей, предъявляющих требования к вопросам безопасности, на железнодорожном (с 11 до 17%), авиационном (с 21 до 37%) и городском пассажирском транспорте (с 16 до 48%), на линиях пригородного автобусного сообщения (с 8 до 28%) и электричках (с 11 до 14%), при почтовых отправлениях (с 14 до 19%). Одновременно, по мнению респондентов, повысилась безопасность в работе поликлиник, а также Сбербанка и других финансовых учреждений. За последние годы отмечен существенный рост претензий к качеству обслуживания в поликлиниках (с 43 до 51%), в столовых (с 56 до 71%), в ателье (с 35 до 61%), в ремонтных организациях (с 50 до 64%), в торговле продтоварами (с 47 до 54%), в сфере туризма и отдыха (с 18 до 24%). Также выросла доля респондентов, отметивших обострение проблемы роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные (с 41 до 55%), на платные медицинские услуги (с 85 до 90%), услуги телефонной связи (с 39 до 48%), ресторанов, кафе (с 71 до 79%). При этом цены на товары и тарифы на услуги общественного питания в столовых, сферы быта, почты, городского пассажирского транспорта стали волновать потребителей намного меньше. В целом результаты ежегодного опроса, с одной стороны, свидетельствуют о положительных тенденциях в реализации российскими потребителями своих законных прав и интересов. С другой стороны, минувший год оказался не самым благоприятным для потребителей. Выросло число нарушений, обострились проблемы в отдельных сферах потребления, несколько снизилась эффективность защиты и самозащиты потребителей, отмечается в материалах Союза потребителей. |