09.03.2006  Турфирмы все-таки будут страховать клиентов от стихийных бедствий

   Туристическим фирмам скоро придется предоставлять клиентам банковские гарантии или страховой полис на случай форс-мажорных обстоятельств. По замыслу чиновников Федерального агентства по туризму (Ростуризм), финансовая ответственность заменит для турфирм лицензии, которые отменяются с 1 января 2007 года.
   По словам руководителя Ростуризма Владимира Стржалковского, величина гарантий в сфере международного туризма предполагается в размере 3-10 миллионов рублей на каждого клиента, а для операторов, занимающихся внутренним туризмом, - 1 миллион рублей. Поправки в законопроект "Об основах туристической деятельности", которыми устанавливаются новые "правила игры", уже подготовлены в Ростуризме и будут внесены в Госдуму в течение марта. В агентстве пояснили, что условия финансовых гарантий частично будут прописаны в самом законе, а подробно - в подзаконных актах.
   Предполагается, что введение финансовых гарантий вытеснит с рынка фирмы-однодневки и защитит граждан от недобросовестных туроператоров. Первым делом чиновники планируют создать реестр туроператоров, в который смогут попасть лишь компании, готовые предоставить гарантию выполнения финансовых обязательств, для чего они должны иметь поручительство банка, который компенсирует потери клиентов в случае форс-мажора.
   Но, по мнению экспертов, получить гарантию банка смогут лишь самые крупные операторы, так как он вряд ли станет брать на себя ответственность за компанию, которая мало известна на рынке и не имеет достаточно больших оборотных средств.
   Для небольших компаний, активно работающих на туристическом рынке, Ростуризм предлагает альтернативу - страховой полис на ту же сумму, который, по мнению разработчиков законопроекта, обойдется туроператору всего лишь в 5% от названных гарантийных сумм и будет им вполне доступен.
   Однако представители компаний "среднего" туристического бизнеса считают иначе, называя "новые правила" игры "созданием условий для недобросовестной конкуренции" на рынке со стороны крупных участников. Некоторые эксперты тоже полагают, что 10-миллионная планка может оказаться недосягаемой для небольших фирм, добросовестно выполняющих свои обязанности перед клиентами.
   Как заметила гендиректор одной из турфирм, для того чтобы "попасть в список", приобрести страховой полис будет недостаточно, нужно еще и "заручиться поддержкой" соответствующего чиновника, то есть, говоря по-русски, дать взятку. Впрочем, и получение лицензии для работы на туристическом рынке тоже не было "бесплатным" для оператора.