03.03.2006 Минтранс: российские порты должны стать конкурентоспособными На этой неделе Министерство транспорта подвело итоги развития морского транспорта в прошлом году и определило задачи на этот год. Главная цель – сделать морские порты России конкурентоспособными по сравнению с западными и азиатскими соседями, в противном случае им достанется второстепенная роль на мировом рынке портовых услуг. Ради достижения этой цели государство готово и объявить порты свободными таможенными зонами, и развивать в портах государственно-частное партнерство (ГЧП). До конца марта Минтранс предполагает представить на рассмотрение правительства доработанный вариант транспортной стратегии России до 2020 года. В министерстве считают, что России, которая находится в условиях жесткой конкуренции со стороны портов соседних стран, требуется увеличение портовых мощностей по переработке грузов на 10-15% в год. По мнению главы Минтранса Игоря Левитина, российские порты переживают сейчас переломный момент: решается, будут ли они конкурентоспособны или станут обслуживать крупные заграничные порты. Поэтому в ближайшей перспективе Минтранс намерен проводить политику жесткой специализации портов; например, на Северо-Западе должно остаться только два угольных порта – Усть-Луга и Мурманск. Добиться поставленных целей, очевидно, будет нелегко. Напомним, идея широкого внедрения механизма ГЧП для строительства новой транспортной инфраструктуры активно обсуждается еще с 2004 года, но до сих пор ни одного концессионного соглашения в этой сфере не заключено. Хотя деньги в бюджете-2006 на эти цели уже выделены. Однако реализации ГЧП мешает не столько отсутствие правительственных постановлений (которые, обещают в Минтрансе, должны увидеть свет уже очень скоро), сколько неопределенность имущественных отношений в портах: Росимущество пока не утвердило типовую методику, которая четко разграничила бы федеральное имущество, не подлежащее приватизации (те же причальные стенки, например), и то, которое можно и нужно было бы продать. Кроме того, много вопросов вызывают ставки аренды имущества в портах, здесь из-за отсутствия утвержденной методики также нет единообразия. Конечно, главным козырем Минтранса в борьбе за достойную конкурентную нишу отечественных морских портов призвано стать создание в портах свободных таможенных зон. Закон о таких зонах еще не принят, но, по прогнозу главы Федерального агентства по особым экономическим зонам Юрия Жданова, на статус подобных зон смогут претендовать три-пять российских портов (Минтранс, правда, называет другую цифру – пять-шесть портов). Отрадно, что оба чиновника согласны в том, что конкурс по отбору портов, готовых превратиться в ОЭЗ, скорее всего, состоится до конца текущего года. Более того, предполагается, что в этом году администрации рыбных и морских торговых портов будут объединены под эгидой последних, что позволит избежать имеющегося сейчас двоевластия в портах и значительно снизит расходы компаний по уплате портовых сборов (сейчас из-за наличия двух администраций в порту они часто дублируются). Кстати, взимание портовых сборов также предполагается реформировать. Так, если сейчас их устанавливает Федеральная служба по тарифам, то с 2007 года часть портов (пока в порядке эксперимента) перейдет на самостоятельное регулирование таких платежей. Первые кандидаты на дерегулирование – порты Дальнего Востока. А вот к закону "О российском международном реестре судов", с которым Минтранс связывает надежды по возвращению до 700 судов под российский флаг в 2007-2008 годах, судовладельцы пока относятся с прохладцей. Впрочем, для того, чтобы закон заработал, правительству еще предстоит определить перечень портов и порядок регистрации в них судов. |