03.03.2006 Государство заинтересовалось рекламным рынком О том, что власти намерены вплотную заняться более серьезным регулированием еще одного рыночного сектора – рекламного рынка, заявил в среду первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Повышенное внимание властей к рекламе объясняется надвигающимися выборами и ростом прибыльности этого сектора. Российский рекламный рынок переживает бурный рост, заметил вице-премьер. «Здесь было достигнуто удвоение менее чем за последние 3 года, и в абсолютных цифрах это составляет около $5 млрд по итогам 2005 года». «Принципиально важным, – подчеркнул Дмитрий Медведев, – является и то, что опережающими темпами растут региональные рынки рекламы». Но «участие региональных СМИ в рекламном рынке было явно непропорционально их месту и влиянию на умонастроение граждан и их роли в нашей стране», – объявил вице-премьер. А это, «в свою очередь, сделало региональные СМИ крайне зависимыми от дотаций соответствующих субъектов федерации или от тех или иных корпоративных групп». Дело в том, что основной объем рекламы, особенно телевизионной, фактически «транслируется» на региональные телеканалы московскими игроками рекламного рынка – в каждом рекламном блоке региональной компании отдается под местную рекламу часть времени, но цены в регионах ниже, чем в Москве. Более того, после принятия нового закона «О рекламе», сокращающего ее объем, крупные игроки рынка обязательно поднимут цены, и небогатые региональные рекламодатели не смогут платить за рекламу региональным телеканалам. В этих условиях зависимость региональных СМИ от местных властей и бизнесменов еще более усилится. Экономическая причина проявления столь высокого внимания к рынку рекламы очевидна – это рост его доходов. Дмитрий Медведев отметил, до сих пор одной из главных проблем рекламного рынка, по его мнению, остается его монополизация крупными игроками, с чем нужно бороться. «Убежден, что в целом мы должны поддерживать тенденцию демонополизации и диверсификации рекламного рынка, в том числе за счет установления здесь четких и разумных законодательных правил», – подчеркнул вице-премьер. Корректировка законов, полагает Медведев, сможет решить не только проблемы монополизации рынка, но и заодно избавить население от чрезмерной рекламы. Экспертов заявления Медведева привели в недоумение. Они считают, что с помощью давления на крупных игроков проблем рекламного рынка не решить. А для того чтобы реклама в регионах продолжила развиваться, нужно обратить внимание на экономическое развитие самих территорий. «Вместо того чтобы сваливать вину на монополистов, следует содействовать развитию конкурентной среды на рекламном рынке, поддерживать малый и средний бизнес, – замечает президент российского отделения Международного института рекламы Борис Еремин. – А что касается регионов, то здесь также стоит обратить внимание и на общее состояние местной экономики. Чем более благополучна ситуация в регионе, тем лучше развита и реклама». |