02.03.2006 Москва: субъектам РФ необходимо вернуть возможность контроля на рынке алкоголя С 1 июля субъекты РФ, в том числе и Москва, практически потеряют возможность контролировать рынок алкогольной продукции, в их распоряжении останется только инструмент лицензирования. Это, по мнению экспертов и депутатов Мосгордумы, может привести к самым негативным последствиям. О том, какими именно будут эти последствия и как их избежать, шла речь в четверг, 2 марта, в ходе заседания Комиссии МГД по экономической политике и предпринимательству. В ходе заседания был рассмотрен вопрос «О подготовке проекта постановления Московской городской думы «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». С основным докладом по данному вопросу выступил заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы Владимир Слепак. Он сообщил, что ФЗ №102, регламентирующий контроль за производством и оборотом алкогольной продукции на территории РФ, отменил все защитные меры, с помощью которых субъекты РФ могли защитить свой алкогольный рынок от некачественной продукции. Департамент совместно с МГД в настоящее время ведет работу, целью которой является возврат субъектам РФ полномочий в данной сфере. Итогом ее является представленный законопроект. В.Слепак отметил, что параллельно с Москвой аналогичные законопроекты в Госдуму намерены внести Московская областная дума и Санкт-Петербург, полагая, что субъектам РФ должны быть возвращены полномочия, которые усиливают контроль за производством и оборотом алкогольной продукции на их территориях. Остановившись более подробно на особенностях ФЗ-102, В.Слепак сообщил, что им были отменены все специальные защитные меры: контроль за оптовым звеном алкогольного рынка, процедура проверки качества, в итоге у субъектов РФ остался только один механизм контроля – лицензирование. Однако за субъектами РФ по-прежнему закреплена ответственность за жизнь и здоровье граждан. Таким образом, Москва должна осуществлять контроль не за 400 оптовыми организациями, как было еще в минувшем году, а за деятельностью более чем 15 тыс. объектов потребительского рынка, в которых реализуется алкоголь. В.Слепак отметил, что и работа по контролю за оптовым звеном была очень трудоемкой, однако она была хорошо налажена: с 1998 года действовала Система московского качества, которая позволила за эти годы предотвратить поступление на потребительский рынок города более 80 млн ед. некачественной продукции; была система аккредитованных лабораторий. «Сегодня ничего этого нет», - подчеркнул В.Слепак. Он сообщил, что в представленном законопроекте акцент делается на аккредитации оптовых организаций. По его словам, аккредитация - это международный общепринятый инструмент контроля качества продукции. В Москве до принятия ФЗ-102 существовала система аккредитации на основе конкурсного подхода. Эта система не позволила допустить на московский рынок ни один объект, который имел бы сомнительную деловую репутацию или неустойчивые финансово-экономические показатели своей деятельности, подчеркнул В.Слепак. По его словам, в ФЗ-102 аккредитация понимается как барьер на пути предпринимательской деятельности. Однако в Москве, пройдя через эту систему, работает несколько сотен организаций, а посредством аккредитации власти имеют возможность контролировать их деятельность. «Через аппарат аккредитации мы можем вернуться к вопросу контроля качества», - отметил В.Слепак. «Законопроект просит только одно: оставить с 1 июля процедуру аккредитации на территории субъектов РФ для оптовых участников рынка алкогольной продукции», - охарактеризовал он документ в целом. В ходе заседания был поднят ряд вопросов и высказан ряд замечаний по представленному законопроекту. В частности, участников заседания интересовало, как и кем будут определяться критерии аккредитации оптовых предприятий; будет ли аккредитация способствовать выявлению достоверной информации по объему алкогольной продукции, находящейся в обращении; достаточно ли на московском рынке осталось предприятий розничной торговли, реализующих алкоголь. В целом участники заседания поддержали данный законопроект, отметив необходимость аккредитации для алкогольного рынка города. Председатель Комиссии МГД по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев высказал свое отношение к данному законопроекту в эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа». Он отметил, что предлагаемые Москвой изменения в ФЗ-102 должны вступить в силу с 1 июля 2006 года, как раз в тот момент, когда «открываются широчайшие двери» на рынок субъектов РФ предприятиям сферы производства и реализации алкогольной продукции. «Мы стараемся успеть к этому времени, чтобы не было бесконтрольного потока спиртосодержащей продукции в Москву», - подчеркнул он. По словам А.Ковалева, аккредитация, предусмотренная законопроектом, позволит контролировать алкогольный рынок на уровне оптового звена. Он считает, что в ФЗ-102 «заложена некая мина: он имеет целью в перспективе доказать, что все плохо в свободной рыночной торговле и необходимо обязательно ввести государственную монополию на спиртосодержащую продукцию». А.Ковалев не относится к этому в целом негативно, однако считает, что такая мера вполне может привести к дефициту алкогольной продукции. Он заявил, что МГД поддержит данный законопроект, его также поддерживают Санкт-Петербург, Московская область и другие регионы. «Я думаю, что наше мнение будет услышано в Госдуме и Правительстве РФ», - заявил он. |